Унификация правовых институтов использования электронных документов и обеспечения дистанционного участия в уголовном и административном процессах
Аннотация
На основе анализа проекта федерального закона, направленного на совершенствование порядка использования электронных документов и обеспечения дистанционного участия по делам об административных правонарушениях, действующего административного и уголовно-процессуального законодательства выявлены правовые пробелы, требующие системного, межотраслевого законодательного разрешения. Предлагаемые решения направлены на гармонизацию действующего законодательства путем адаптации и модификации заимствуемых институтов и могут быть использованы в нормотворчестве.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 04/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-4-19-23 |
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) содержит ряд уголовно наказуемых деяний, ответственность за которые предусмотрена только в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичные деяния по административно-преюдициальному признаку (например, ст. 116.1 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость», ст. 151.1 «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции» УК РФ и др.).
В ноябре 2024 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект № 758177-8 (далее — законопроект № 758177-8), в соответствии с которым предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ в части совершенствования производства по делам об административных правонарушениях с использованием электронных документов и обеспечения дистанционного участия в нем.
Законопроектом предусматривается дополнить КоАП РФ положениями, позволяющими направлять процессуальные документы в электронном виде, а также дистанционно участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях посредством систем видео-конференц-связи и веб-конференции, что во время реализации национальных целей развития Российской Федерации, направленных на технологическое лидерство и цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной среды, представляется особо актуальным и своевременным.
Следует отметить, что действующие нормы КоАП РФ уже предусматривают возможность дистанционного взаимодействия между участниками, в том числе посредством электронного документооборота (ч. 2 ст. 26.10, ч. 5.1 ст. 29.10 КоАП РФ); ч. 3. ст. 28.6, ч. 3.1 ст. 30.2, ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ и др. закрепляют категории «форма электронного документооборота», «форма электронного документа». Часть 4 ст. 26.2 КоАП РФ допускает в качестве доказательств объяснения участников, полученные путем использования систем видео-конференц-связи, а ст. 29.14 КоАП РФ предусматривает возможность присутствия в судебном заседании путем использования таких систем и др.
Исходя из смысла законодательных формулировок, в ч. 5.1 ст. 42, ч. 5 ст. 313, ч. 2 ст. 473.2 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) предусмотрено направление документов по электронной почте. В главе 56 УПК РФ закреплен порядок использования электронных документов и бланков процессуальных документов. Статья 189.1 УПК РФ предусматривает дистанционный порядок производства следственных действий посредством видео-конференц-связи. Дистанционные формы закреплены для участия в судебных заседаниях.