Защита прав граждан при реализации градостроительных решений: особенности использования в судебной практике норм Конституции РФ и позиций Конституционного Суда РФ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности местного самоуправления как основы конституционного строя и формы народовластия в контексте реализации разных проектов развития территории и осуществления органами местного самоуправления градостроительной деятельности. Особое внимание уделяется процессу утверждения и рассмотрения генерального плана муниципального образования, соблюдения процедуры публичных слушаний, учета мнения жителей, а также возможным нарушениям прав граждан при реализации градостроительных решений. Указанные вопросы рассматриваются в рамках мониторинга судебной практики. Также приводятся примеры из судебной практики, где суды применяют ссылки на Конституцию РФ для обоснования своих решений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2025 |
Страницы | 33-37 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-1-33-37 |
Местное самоуправление в первую очередь является одной из основ конституционного строя. Важно отметить, что местное самоуправление, являясь формой народовластия, включает в себя деятельность граждан по решению самостоятельно и под свою ответственность вопросов местного значения (как следует из норм действующих федеральных законов). Кроме того, местное самоуправление является одним из принципов, лежащих в основе публичной власти, позволяет структурировать публичную власть по вертикали (ст. 5, ст. 12 Конституции Российской Федерации, далее — Конституция РФ).
В научной литературе давно устоялась позиция, что понятие «местное самоуправление» намного шире, чем понятие «органы местного самоуправления». Однако суды при вынесении решений довольно часто используют юридическую фикцию, констатируя, что носителем публичной власти являются именно органы местного самоуправления.
Ниже представлены некоторые результаты мониторинга судебной практики, выявленной в пяти субъектах РФ (Воронежская, Калининградская, Рязанская, Тульская, Тюменская области), в которых был затронут вопрос оспаривания генерального плана муниципального образования. При анализе судебных решений основное внимание было сосредоточено на следующих вопросах: когда процедура утверждения и рассмотрения генерального плана муниципального образования признается судом соблюденной; на какие нормы права опираются суды при решении дел, связанных с утверждением генерального плана разных видов муниципальных образований; какое значение имеют нормы Конституции РФ в рамках решения подобной категории дел; в чем проявляются нарушения процедуры утверждения генерального плана наиболее часто; какие нарушения суды считают допустимыми и не нарушающими права граждан; значение отраслевого законодательства в вопросах утверждения генерального плана.
1. Применение конституционных норм в текстах судебных решений
Одновременно с применением действующего законодательства суды ссылаются на положения Конституции РФ. Так, в решениях использовались ссылки на следующие статьи Конституции РФ: в первую очередь ст. 12, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а также ст. 132, ст. 36, ст. 15, ст. 72, ст. 76.