Дата публикации: 27.03.2025

Переход к одноуровневой системе местного самоуправления: организационно-правовые аспекты и особенности преобразования

Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции, направленные на переход к одноуровневой системе местного самоуправления. Автором отмечены ключевые особенности, на которые следует обратить внимание при преобразовании муниципального образования на предварительном этапе. На основе проведенного анализа отмечена необходимость поддержки связи с жителями вновь созданного муниципалитета благодаря территориальным управлениям в лице муниципальных служащих, их возглавляющих, способных добросовестно и оперативно решать вопросы местного значения в виде переданных функций.




Конституционные поправки 2020 г. затронули различные сферы государственной и общественной жизни, закрепляя вопросы организации и функционирования публичной власти, в том числе и сферу местного самоуправления. Это обусловлено тем, что, во-первых, в ст. 132 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) было внесено уточняющее положение о том, что наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления образуют единую систему публичной власти. В науке конституционного права это был давно известный факт: в Постановлении Конституционного Суда от 24 января 1997 г. № 1-П отмечено, что местное самоуправление и его органы являются видом публичной власти. Во-вторых, из Конституции РФ исключен поселенческий уровень. В настоящее время предусмотрена отсылочная норма на федеральный закон, отдельно устанавливающий виды муниципальных образований. Следует отметить, что в Основном Законе никогда не содержалось исчерпывающего перечня муниципальных образований, так как их правовой статус периодически изменялся в соответствии с потребностями современного времени.

Развитие конституционных положений нашло свое отражение в проекте федерального закона № 40361-8 2021 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В нем указано три вида муниципальных образований: городские и муниципальные округа, а также внутригородские территории городов федерального значения из действующих в настоявшее время восьми возможных. В проекте отсутствуют сельские и городские поселения, а также исключен муниципальный район. Несмотря на то что эксперты пытаются сохранить двухуровневость местного самоуправления (точнее, поселения как вида муниципального образования), в настоящее время 20 субъектов Российской Федерации уже полностью перешли на одноуровневую систему местного самоуправления, а 51 — частично.

Законопроект о местном самоуправлении первоначально предполагал постепенный переход к одноуровневой системе местного самоуправления к 1 января 2027 г. Однако второе чтение проекта переносилось несколько раз. Против данной реформы неоднократно выступали депутаты КПРФ, а также бескомпромиссным противником является Республика Татарстан, указывая на то, что одним шаблоном такой огромной страной, как Россия, управлять нельзя. В связи с тем, что в части регионов первичный уровень прочно встроен в систему управления и местная власть ближе к людям, депутаты Государственной Думы во главе с председателем палаты Вячеславом Володиным внесли поправки, предусматривающие возможность для субъектов Российской Федерации самостоятельно определить модель местного самоуправления. Доработанные нормы как раз и будут являться компромиссом, предусматривающим возможность для регионов самостоятельно определить одноуровневую, двухуровневую, а возможно, и смешанную модель местного самоуправления с учетом индивидуальных особенностей.

Одноуровневая модель местного самоуправления, прочно выстраиваемая отдельными субъектами Российской Федерации, уже привела к укрупнению муниципальных образований в виде городских и муниципальных округов. В российской муниципальной практике понятие «муниципальный округ» достаточно новое, включено оно было в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в мае 2019 г. С введением данного вида муниципального образования усиливается тенденция, направленная на укрупнение муниципальных образований, мотивированная сокращением финансовых расходов на содержание органов власти с помощью ликвидации поселенческого уровня и консолидации единого бюджета на определенной территории. Главным отличием от муниципального района является то, что это уже не объединение сельских и городских поселений, обладающих статусом муниципальных образований, а объединение нескольких населенных пунктов, напротив, не являющихся муниципальными образованиями.

При переходе к одноуровневой системе местного самоуправления изменение правового статуса, по мнению ряда экспертов и политиков, может привести к ликвидации низового уровня власти, максимально приближенного к людям. Для того чтобы этого не произошло, на местах администраций бывших поселений остаются функционировать территориальные управления, работающие по принципу единого окна, что позволяет уйти от дублирования или, напротив, бесконечного перераспределения полномочий между администрациями поселений и муниципальных районов.

Список литературы

1. Воробьев М.И. Инициативное бюджетирование в малых городах и сельской местности как механизм вовлечения граждан в решение вопросов местного значения / М.И. Воробьев // Региональные исследования. 2020. № 1 (67). С. 89–99.
2. Гунина Т.Г. Переход на одноуровневую систему муниципальных образований: последствия для местного самоуправления / Т.Г. Гунина // Oeconomia et Jus. 2022. № 2. С. 61–72.
3. Шугрина Е.С. Екатерина Шугрина: «Новые тренды в местном самоуправлении как поиск баланса между развитием местного самоуправления и развитием территории» / Е.С. Шугрина // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 1. С. 3–7.

Остальные статьи