Местное самоуправление в единой системе публичной власти: конституционно-правовые основы и правоприменительная практика
Аннотация
В статье исследуется институт местного самоуправления как элемент единой системы публичной власти в Российской Федерации. Приведен анализ конституционных положений, затрагивающих статус местного самоуправления, отражены основные тенденции развития законодательства в сфере местного самоуправления. Рассмотрен институт передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий как один из основных инструментов формирования муниципальной компетенции. Сделаны ссылки на актуальную судебную практику. Сформулирован вывод о двойственной природе местного самоуправления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2025 |
Страницы | 19-21 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-1-19-21 |
Дискуссия о значении местного самоуправления в механизме Российского государства имеет довольно продолжительную историю. С введением в Конституцию Российской Федерации (далее — Конституция РФ) положений о единой системе публичной власти вопросов относительно статуса и роли местного самоуправления только прибавилось.
Изначально местное самоуправление возникло и развивалось как особая форма децентрализации государственной власти, как отдельный от государства институт, в рамках которого решаются собственные вопросы населения. Г. Еллинек в своем труде «Общее учение о государстве» писал, что «оно [самоуправление] представляет в противоположность государственно-бюрократическому управлению управление через посредство самих заинтересованных лиц».
Надо сказать, что концепция децентрализованного управления местными делами (англосаксонская модель) оказалась не вполне жизнеспособна при переложении ее на исторический опыт государственного строительства в России. Более того, сам термин «самоуправление» не в полной мере отражает фактическое положение органов местного самоуправления.
Конституционно закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Вместе с тем анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что местное самоуправление, встроенное сегодня в единую систему публичной власти, является неотъемлемым элементом государственного механизма. Указанное является закономерным и естественным, поскольку полное обособление муниципального уровня власти от государства невозможно.
В этом смысле последние изменения Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления, были направлены на конституционализацию уже имеющихся нормативных положений (в вопросах формирования органов местного самоуправления) и аксиом, сформулированных в практике Конституционного Суда РФ, в постановлениях которого не единожды отмечалось, что публичная власть включает в себя не только власть государственную, но и власть местного самоуправления.