Местное самоуправление и народный суверенитет: проблемные аспекты соотнесения
Аннотация
Новейшая история нашего государства уже длительное время сопровождается постоянным поиском места и роли местного самоуправления в системе верховенства народной власти. Данный поиск сопровождается существенной трансформацией многих базовых институтов местного самоуправления, все больше отдаляя их от известных и наработанных в российской правовой доктрине категорий «народовластие», «суверенитет», «демократия». В рамках ограниченности объема научной статьи ее автор на основе анализа конкретных форм непосредственного и опосредованного участия населения в осуществлении местного самоуправления полагает, что конституционно-правовой смысл местного самоуправления как формы его непосредственного осуществления гражданами для решения вопросов местного значения существенным образом изменился, а само местное самоуправление законодателем и правоприменителем стало рассматриваться не как форма народного суверенитета, а как модель организации местных органов власти на соответствующей территории, не имеющих полноценной легитимации от населения и зачастую полностью подконтрольных вышестоящим органам государственной власти. Данный авторский подход призван обратить внимание читателей и иных заинтересованных лиц на фактически сложившееся новое осмысление базовых конституционных положений о местном самоуправлении и народовластии и настоятельную необходимость защиты конституционных положений от их дальнейшей деградации в законотворческой и правоприменительной практике.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-1-14-18 |
Понятия «народовластие», «суверенитет», «демократия» давно известны российской и зарубежной правовой науке. Зарождаясь в различных концепциях естественного права, они перешли и, закрепившись в позитивных нормах, стали на современном этапе развития многих государств и обществ неотъемлемой частью их характеристик и, конечно же, фундаментальных принципов взаимодействия. Однако, как показывает исторический опыт развития Российского государства, особенно на фоне динамичного и порой хаотичного развития законодательства, вышеназванные категории в своем содержании существенным образом видоизменяются, порой теряя свой изначальный смысл, даже в отдельных случаях превращаясь в фикцию.
Долгое время, говоря о суверенитете (от фр. souverainete — господство, владычество), большинство исследователей права всегда воспринимали данную категорию исключительно в контексте главенства и суверенитета власти. Более того, теория российского права, конституционно-правовая наука, в качестве базовых разновидностей суверенитета наиболее часто выделяет:
— государственный суверенитет — главенство государственной власти внутри страны и ее суверенитет во внешней политике;
— национальный суверенитет — прежде всего, полновластие нации, ее политическая свобода владеть реальными средствами, чтобы определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего умение политически самоопределяться вплоть до образования независимого государства;
— народный суверенитет — полновластие и исходные начала построения и функционирования власти в лице народа, который, в свою очередь, обладает реальными социально-экономическими и политическими возможностями для реального участия в управлении делами общества и государства.