Дата публикации: 27.03.2025

Отдельные вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями в сфере ЖКХ

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями в контексте сбора и представления информация по запросу Конституционного Суда РФ. На основании жалобы администрации Ростова-на-Дону Конституционный Суд РФ проверял конституционность отдельных положений ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Города, входящие в состав Союза российских городов, констатировали, что унитарные предприятия играют большую, а в ряде случаев и основную роль в организации функционирования жилищно-коммунального хозяйства городов. Такого рода предприятия рассматриваются муниципалитетами как наиболее надежный, управляемый и эффективный механизм решения важнейших задач обеспечения безопасной и качественной жизни горожан.




В декабре 2023 г. в Союз российских городов поступил запрос судьи Конституционного Суда РФ. В производстве Конституционного Суда РФ находилась жалоба администрации муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» на нарушение конституционных прав ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). По мнению заявителя, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не соответствует ст. 10, 12, 17 (ч. 3), 19, 36 (ч. 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), поскольку по смыслу, придаваемому ей в правоприменительной практике, запрещает органам местного самоуправления принятие нормативных правовых актов о предоставлении субсидий для возмещения затрат на содержание и ремонт муниципального имущества, закрепленного за учрежденными ими муниципальными предприятиями.

В настоящее время данное дело рассмотрено судом, вынесено итоговое решение — принято Постановление Конституционного Суда РФ от 4 июля 2024 г. № 35-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции” в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону». Спорные положения Закона о защите конкуренции признаны не противоречащими Конституции РФ. Вместе с тем судом сформулированы позиции, которые должны быть учтены в правоприменительной практике, а судебные решения, вынесенные в отношении администрации города Ростова-на-Дону, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Представляет интерес фактическая информация, собранная Союзом российских городов и представленная в Конституционный Суд РФ в рамках предварительной проработки материалов дела и последующей его подготовки к слушанию.

В запросе № 1308 от 19 декабря 2023 г. Союзу российских городов было предложено ответить на ряд вопросов, сообщить позицию, которую Союз российских городов полагал бы нужным представить, имея в виду поводы и основания обжалования, указанные в обращении администрации муниципального образования «Город Ростов-на-Дону».

Союз российских городов (далее — СРГ) является добровольным объединением муниципальных образований, созданным в целях координации их деятельности, более эффективного осуществления ими своих прав и интересов, развития местного самоуправления в Российской Федерации. СРГ является некоммерческой организацией, не осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и не имеет опыта взаимоотношений с муниципальными и государственными унитарными предприятиями. Поэтому для ответа на заданные вопросы нами был проведен опрос городов — членов СРГ. В опросе приняли участие 30 муниципальных образований, что говорит об актуальности поднятой проблемы и позволяет сформировать консолидированную позицию городов — членов СРГ.


Остальные статьи