Неналоговые доходы городских бюджетов
Аннотация
В статье проанализированы структура и динамика неналоговых поступлений городских бюджетов. Сделан вывод о преобладании доходов от использования имущества как основного источника неналоговых доходов. Особое внимание уделено анализу бюджетов городов-миллионников. Установлено, что объемы неналоговых доходов в расчете на одного жителя прямо не связаны с размером города, в качестве общей тенденции можно выделить, что те города, которые лучше обеспечены доходными поступлениями в целом, характеризуются и большими объемами неналоговых доходов. Сформулированы предложения по совершенствованию неналоговых доходов городских бюджетов.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 01/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2025-1-2-6 |
В современных условиях развитие городов во многом определяет социально-экономическое состояние страны в целом. Это связано с тем, что города концентрируют ресурсы и являются центрами для формирования и реализации лучших управленческих практик, которые затем при благоприятном стечении обстоятельств могут распространяться в соответствии с идеями диффузии инноваций и реализовываться не только в городах, но и в сельских муниципальных образованиях. Для реализации предпосылок развития городов необходимы создание комфортной среды, обеспечение полного и качественного предоставления муниципальных услуг жителям. Все это зависит от состояния местных бюджетов, их обеспеченности доходами, структуры и динамики доходных поступлений. На протяжении последних 20 лет доходы городских бюджетов характеризуются системными проблемами обеспеченности налоговыми и неналоговыми поступлениями, зависимостью от межбюджетных трансфертов, среди которых в последние годы преобладают целевые источники. Все это затрудняет самофинансирование развития, приводит к менее полному использованию потенциала территорий, меньшей индивидуализации решений в развитии социально-экономической сферы городов. Исходя из этого, изыскание дополнительных доходных источников и совершенствование структуры собственных доходов городов остаются актуальными задачами.
Большинство предложений по развитию финансов муниципальных образований связаны с наращиванием их налоговых поступлений и совершенствованием межбюджетного регулирования. Это обусловлено большими объемами данных видов бюджетных доходов, лучшей изученностью направлений совершенствования налоговой политики на различных уровнях управления и вопросов регулирования межбюджетных отношений, в том числе с участием органов местного самоуправления, где важным является согласование интересов участников процесса. Одновременно неналоговым доходам не уделяется особого внимания. Неналоговые поступления неоднородны по составу и разнообразны, что важно учитывать при их анализе. В современных условиях, когда на местную бюджетную политику достаточно существенно влияют внешние факторы, предопределенные решениями федеральных и региональных органов власти, особого внимания заслуживает анализ возможностей органов местного самоуправления изыскивать дополнительные источники бюджетных доходов, наращивать соответствующие поступления и формировать практики вовлечения жителей в процесс формирования и распределения бюджетных доходов. Все это характеризует актуальность изучения неналоговых доходов местных бюджетов и разработки рекомендаций для органов местного самоуправления городов по оптимизации соответствующих бюджетных поступлений.
Исходя из этого, предлагается комплексно изучить место и роль неналоговых поступлений в городских бюджетах, проанализировать динамику данных поступлений в 2019–2023 годах, сформулировать предложения по оптимизации данных поступлений. Ограничившись городскими бюджетами как объектами для изучения, нужно принять во внимание то обстоятельство, что и среди российских городов наблюдаются существенные отличия в численности населения, экономическом потенциале, а также на объем и структуру доходных источников влияют факторы, связанные с расположением города. Поэтому в ходе анализа неналоговых доходов мы выделяем общие черты, присущие городским бюджетам в целом, и особенные характеристики, присущие конкретному городу или группе городов.
Мы рассматривали место и роль неналоговых поступлений в бюджетных современных российских городов в 2019–2023 годах. В исследовании информационной базой являлись отчеты об исполнении местных бюджетов в 2019–2023 годах. Было проанализировано более 100 городских бюджетов, включая все российские города-миллионники, являющиеся муниципальными образованиями, а также большинство бюджетов административных центров субъектов РФ. Данные анализировались с использованием структурного и структурно-функционального анализа, что позволило выявить общее и особенное в неналоговых поступлениях местных бюджетов, адекватно оценить их роль и значение в бюджетной политике и сформулировать предложения по наращиванию соответствующих доходных источников.
В целом доля неналоговых доходов в общем объеме поступлений составляла в 2019 г. 7,1%, в 2020 г. она снизилась до 5,9%, что было обусловлено опережающим падением неналоговых поступлений по сравнению с изменениями в суммах доходов других видов. В 2021 г., когда в целом наблюдался рост бюджетных доходов, величина неналоговых поступлений составляла только 5,8% от общего объема бюджетных доходов. Аналогично и в 2022 г. неналоговые доходы, в отличие от налоговых, характеризовались снижением доли в общем объеме поступлений и составляли 5,2% от общего объема доходов местных бюджетов. Таким образом, если средний уровень налоговых поступлений в общем объеме доходов в 2023 г. составил 33%, то неналоговых — 5,1%.