Конфликт компетенции в административном производстве: австрийская постановка проблемы, российское решение
Аннотация
В статье рассматривается проблема конфликта компетенции в административном производстве. Изучается вопрос о появлении самого понятия конфликта компетенции в австрийской административно-процессуальной доктрине конца XIX в., а также способы решения проблемы конфликта компетенции в административно-процессуальном праве Австрии до настоящего времени. В результате изучения сильных и слабых сторон австрийского опыта предлагается решение этой проблемы для российского административного производства с использованием полномочий прокуратуры.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 73-77 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-73-77 |
В административно-процессуальной практике порой возникают ситуации, при которых рассмотрение и разрешение дела в целом или какого-то отдельного вопроса в частности одновременно отнесено к компетенции нескольких различных административных органов. Встречаются и случаи, когда такое отнесение является мнимым, т.е. когда один административный орган без правовых оснований вмешивается в компетенцию другого. Наконец, возможна и изредка встречается ситуация, когда законодатель «забыл» отнести рассмотрение той или иной категории административных дел к компетенции какого-либо органа. Все перечисленные случаи можно обобщенно назвать конфликтами компетенции. И если в судебном административном процессе существуют нормы, прямо запрещающие споры между судами о подсудности, например ч. 6 ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то применительно к внесудебному административному процессу такого рода запретов законодательство не предусматривает. Поэтому административно-процессуальной доктрине лишь предстоит выработать подход к решению этой проблемы, который в дальнейшем можно предложить как законодателю, так и правоприменителю.
Формирование понятия конфликта компетенции в австрийской административно-процессуальной доктрине
Административный процесс как отдельная отраслевая юридическая дисциплина появился в Австрии в конце XIX в. и связан прежде всего с именами Э. Бернатцика (E. Bernatzik) и Ф. Тецнера (F. Tezner) ; оба ученых были также и судьями, в связи с чем их интересовали в том числе и сугубо практические вопросы. Именно Ф. Тецнер почти за тридцать лет до австрийской кодификации административно-процессуального законодательства впервые сформулировал понятие конфликта компетенции, в целом используемое до сих пор. Ф. Тецнер отмечал: «Поскольку даже самое технически совершенное законодательство не позволяет добиться совершенно одинакового понимания содержания созданных им норм у всех индивидуумов, законы о компетенции также создают опасность различного их понимания лицами, призванными к их применению».
Проведя анализ действовавшего на тот момент законодательства, содержавшего лишь разрозненные административно-процессуальные нормы, а также практику его применения действовавшей с 1876 г. австрийской Административной судебной палатой, Ф. Тецнер определил понятия позитивного и негативного конфликтов компетенции. Под позитивным конфликтом компетенции (positiver Competenzconflict) понимается ситуация, при которой на рассмотрение и разрешение одного и то же административного дела претендуют несколько органов; под негативным конфликтом компетенции (negativer Competenzconflict) соответственно — ситуация, при которой одновременно несколько органов отказываются (уклоняются) от рассмотрения и разрешения административного дела. Как позитивный, так и негативный конфликты компетенции возможны как между судом, с одной стороны, и административным органом — с другой, так и между административными органами. Следует отметить, что спором, а точнее, спором о юрисдикции (Jurisdictionssteitigkeit) Ф. Тецнер называл только позитивный конфликт компетенции.