Использование результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые вопросы использования результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Исследованы теоретические воззрения ученых-административистов на предмет соотношения контрольного (надзорного) производства и производства по делу об административном правонарушении. Представлены условия и требования, которым должны отвечать результаты контрольной (надзорной) деятельности как поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 68-72 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-68-72 |
Согласно Сводным докладам о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации, контрольными (надзорными) органами в среднем с 2020 г., т.е. с момента начала действия Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ), проводится около 341,7 тыс. проверок. В целом ежегодные показатели с 2020 по 2023 г. существенно не отличаются друг от друга: в 2020 г. было проведено 408 тыс. проверок; в 2021 г. (по новому Федеральному закону № 248-ФЗ) — 266 тыс. проверок; в 2022 г. — 339,1 тыс. проверок; в 2023 г. — 353,9 тыс. проверок. Итоги за 2024 г. о контрольной (надзорной) деятельности находятся на стадии подведения уполномоченными органами исполнительной власти, однако в открытых данных Портала «Контрольная (надзорная) деятельность» указано, что по состоянию на 31 января 2025 г. проведено 155,6 тыс. проверок. Таким образом, статистические сведения подтверждают, что, несмотря на сделанный государством основной акцент на профилактику нарушений обязательных требований, проверки остаются одними из востребованных видов контрольных (надзорных) мероприятий.
В связи с чем закономерно возникает вопрос о реализации п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, в котором закрепляется обязанность контрольных (надзорных) органов при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган для принятия мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности, а также о статистике назначенных административных наказаний. Так, например, за 2023 г. всего было назначено около 250,5 тыс. административных наказаний по итогам проверок, в большинстве случаев в виде предупреждения (124,4 тыс.) и административного штрафа (124,1 тыс.). Следовательно, в 70% случаев по результатам контрольной (надзорной) деятельности были назначены административные наказания. Указанное характеризует, что вопросы взаимодействия контрольного (надзорного) производства и производства по делам об административных правонарушениях с точки зрения административно-правового механизма использования результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, являются востребованными и не теряют своей правоприменительной актуальности.
1. В науке административного права по поводу соотношения контрольного (надзорного) производства и производства по делу об административном правонарушении существует множество теоретических подходов. А.И. Стахов отмечает, что «контрольно-надзорные органы в ходе и по результатам проводимого контрольного (надзорного) мероприятия могут выявить специфические правонарушения, а именно нарушения правовых норм, устанавливающих обязательные требования, влекущие применение административно-принудительных мер к контролируемому лицу, которые существенно различаются по целенаправленности и негативным правовым последствиям». Ученый подчеркивает целенаправленность мер по привлечению к административной ответственности, указанных в ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, и предлагает их называть административно-наказательными мерами или мерами административного преследования. Соответственно, предлагает данный вид нарушений обязательных требований считать административно-наказуемым, т.е. административным правонарушением, объектом посягательства которого являются обязательные требования, а к квалифицирующим признакам такого административно-наказуемого нарушения обязательных требований относить: 1) административную противоправность; 2) административную виновность; 3) административную наказуемость.