Система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия
Аннотация
В статье вскрыта проблема комплексного применения норм отечественного законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, выявляемых в ходе контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемыми лицами. В целях преодоления вскрытой проблемы разработана научно обоснованная система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, составленная из двух частей: 1) доказательства нарушения обязательных требований, допустимые по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия; 2) исчерпывающие доказательства по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия. Сделан вывод о востребованности разработанной системы доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, в качестве научно обоснованного ориентира для дальнейшей гармонизации законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации, а также возможном использовании данной системы доказательств в целях неуклонного обеспечения законности в правоприменительной деятельности контрольно-надзорных органов по противодействию нарушениям обязательных требований в российской правовой системе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 63-67 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-63-67 |
В соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных п. 1–3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
Согласно ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, указанное выше дело об административном правонарушении «может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ».
Лишь по отдельным составам административных правонарушений, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Данные составы административных правонарушений определены ч. 3.3–3.6 ст. 28.1 КоАП РФ.
Таким образом, в результате комплексного регулирующего воздействия законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и КоАП РФ в современной модели административно-правового принуждения выделяются дела об административных правонарушениях, выявленных в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, для которых установлены специальные правила возбуждения дела и соответствующая система доказательств, требующих научно-практического осмысления. Вскрытую проблему усложняет терминологическая неразбериха, присущая действующему законодательству о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Обращаясь к законодательным терминам, заметим, что в силу ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля в ходе осуществления которого могут быть выявлены административные правонарушения, являются: а) нормативные обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, а также отдельных договорах с нормативным содержанием, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; б) предписанные обязательные требования, содержащихся в разрешительных документах, документах, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в уставе религиозной организации); решениях, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (по общему правилу в предписаниях об устранении выявленных нарушений обязательных требований в разумный срок). Соответственно, противоправное деяние, указанное в ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, обоснованно квалифицировать как административное правонарушение, объектом посягательства которого являются нормативные и предписанные обязательные требования, а в научно-практических целях называть административным правонарушением, выявленным в ходе контрольного (надзорного) мероприятия либо в упрощенном виде — административно наказуемым нарушением обязательных требований.