Дата публикации: 10.04.2025

Некоторые аспекты контроля (надзора) в сфере миграции, осуществляемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Аннотация

В статье анализируется правовое регулирование контроля (надзора), осуществляемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Отмечено, что в Российской Федерации в сфере миграции осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за нахождением, пребыванием, проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства, за трудовой деятельностью иностранных работников, а также контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства. Выявлены проблемы правового регулирования названных видов контроля. Рассмотрен новый правовой режим — «режим высылки», предусматривающий применение мер федерального государственного контроля (надзора). В целом положительно оценивая нововведение, выявлены некоторые недостатки. Предложено усовершенствовать меры контроля (надзора) в сфере миграции с помощью внедрения автоматизированных процессов.




Для обеспечения безопасности российского государства и общества представляется важной деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по контролю (надзору) за соблюдением миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — иностранные граждане). В Российской Федерации насчитывается более 6 млн иностранных граждан, из которых по состоянию на 1 сентября 2024 г. около 739 тыс. находились нелегально. В этой связи особое внимание заслуживает противодействие незаконной миграции, где осуществление уполномоченным органом контрольно-надзорной деятельности трудно переоценить.

В Российской Федерации в вопросах федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее также — государственный контроль (надзор)) основополагающим является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), которым установлен государственный контроль (надзор) «за нахождением, пребыванием и проживанием» иностранных граждан и «за трудовой деятельностью иностранных работников». Отметим, что к государственному контролю (надзору) в сфере миграции не применяется Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Государственному контролю (надзору) за трудовой деятельностью подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не иностранные граждане. Такой вывод можно сделать, проанализировав ст. 32 Федерального закона, п. 4 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 (далее — Положение), и п. 4 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 28 июня 2022 г. № 468, регламентирующего осуществление государственного контроля (надзора).

Таким образом, законодательством не предусмотрен государственный контроль (надзор) за иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность незаконно.

Согласно Федеральному закону, государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленным Федеральным законом и Президентом РФ или Правительством РФ. Вместе с тем порядок осуществления государственного контроля (надзора) в настоящее время не установлен ни в Федеральном законе, ни в подзаконных актах. При этом до 23 октября 2022 г. государственный контроль (надзор) за пребыванием, проживанием иностранных граждан и осуществлением ими трудовой деятельности осуществлялся на основании Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России и МВД России (указанный Административный регламент был издан в соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения).

Список литературы

1. Зубарев С.М. Административное принуждение как критерий разграничения контроля, квазиконтроля и административного надзора / С.М. Зубарев // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы VI
2. Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления / С.М. Зубарев. Москва : Норма, 2019. 152 с.
3. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов. Москва : Юридическая фирма «Контракт», 2023. 232 с.
4. И.В. Плюгина Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 11. С. 89–102.
5. Паукова Ю.В. Административно-правовое регулирование проживания иностранных граждан в Российской Федерации в условиях цифровизации государственного управления / Ю.В. Паукова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2024. № 11. С. 20–24.
6. Прудникова Т.А. Роль федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на современном этапе / Т.А. Прудникова, Р.А. Брунер // Современное право. 2024. № 6. С. 35–37.
7. Россинский Б.В. Информационные подходы к разграничению контроля и надзора в деятельности государственных органов / Б.В. Россинский // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всеро
8. Россинский Б.В. Правовые границы в деятельности государственных органов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий / Б.В. Россинский // Модернизация экономики и общественное развитие. В 3 книгах. Кн. 3 / ответственный редактор Е.Г. Ясин. Москва :
9. Сандугей А.Н. О совершенствовании правовых механизмов государственного контроля (надзора) в сфере иммиграции / А.Н. Сандугей // Научный портал МВД России. 2020. № 4 (52). С. 109–116.
10. Степенко В.Е. Правовая природа государственной функции контроля (надзора) в сфере миграции: ее формирование и развитие в Российской Федерации / В.Е. Степенко, В.С. Пацевич // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 50–54.

Остальные статьи