Некоторые аспекты контроля (надзора) в сфере миграции, осуществляемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
Аннотация
В статье анализируется правовое регулирование контроля (надзора), осуществляемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Отмечено, что в Российской Федерации в сфере миграции осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за нахождением, пребыванием, проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства, за трудовой деятельностью иностранных работников, а также контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства. Выявлены проблемы правового регулирования названных видов контроля. Рассмотрен новый правовой режим — «режим высылки», предусматривающий применение мер федерального государственного контроля (надзора). В целом положительно оценивая нововведение, выявлены некоторые недостатки. Предложено усовершенствовать меры контроля (надзора) в сфере миграции с помощью внедрения автоматизированных процессов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 59-62 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-59-62 |
Для обеспечения безопасности российского государства и общества представляется важной деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по контролю (надзору) за соблюдением миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — иностранные граждане). В Российской Федерации насчитывается более 6 млн иностранных граждан, из которых по состоянию на 1 сентября 2024 г. около 739 тыс. находились нелегально. В этой связи особое внимание заслуживает противодействие незаконной миграции, где осуществление уполномоченным органом контрольно-надзорной деятельности трудно переоценить.
В Российской Федерации в вопросах федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее также — государственный контроль (надзор)) основополагающим является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), которым установлен государственный контроль (надзор) «за нахождением, пребыванием и проживанием» иностранных граждан и «за трудовой деятельностью иностранных работников». Отметим, что к государственному контролю (надзору) в сфере миграции не применяется Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Государственному контролю (надзору) за трудовой деятельностью подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не иностранные граждане. Такой вывод можно сделать, проанализировав ст. 32 Федерального закона, п. 4 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 (далее — Положение), и п. 4 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 28 июня 2022 г. № 468, регламентирующего осуществление государственного контроля (надзора).
Таким образом, законодательством не предусмотрен государственный контроль (надзор) за иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность незаконно.
Согласно Федеральному закону, государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленным Федеральным законом и Президентом РФ или Правительством РФ. Вместе с тем порядок осуществления государственного контроля (надзора) в настоящее время не установлен ни в Федеральном законе, ни в подзаконных актах. При этом до 23 октября 2022 г. государственный контроль (надзор) за пребыванием, проживанием иностранных граждан и осуществлением ими трудовой деятельности осуществлялся на основании Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России и МВД России (указанный Административный регламент был издан в соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения).