О необходимости дальнейшего выстраивания государственной стратегии Российской Федерации в отношении вынужденных мигрантов
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы публично-правового регулирования вынужденной миграции в Российской Федерации в условиях современной геополитической обстановки. Автором анализируются особенности потоков вынужденной миграции как специфического вида миграционного движения населения, на основе мониторинга законодательных инициатив в рассматриваемой области общественных отношений определяются перспективы публично-правового регулирования предоставления убежища в Российской Федерации. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего выстраивания государственной стратегии Российской Федерации в отношении вынужденных мигрантов с учетом накопленного мирового и отечественного опыта, а также перспектив развития международных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 55-58 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-55-58 |
Современная мировая проблема миграционного кризиса во многом обусловлена сложной международной обстановкой, происходящими вооруженными столкновениями, а также складывающейся неблагоприятной политической обстановкой и возникновением чрезвычайных гуманитарных ситуаций в ряде государств, что в совокупности способствует массовому перемещению мигрантов из неблагополучных стран.
Во многих европейских государствах глобальный миграционный кризис создал серьезные экономические и внутриполитические проблемы. В связи с этим при выработке отечественной миграционной стратегии необходим учет и анализ ошибок и просчетов зарубежного опыта формирования и реализации миграционной политики с одновременным принятием мер по обеспечению эффективной защиты прав и свобод вынужденных мигрантов, что обусловливает необходимость определения четкой позиции государства по отношению к определению правового статуса таких лиц в Российской Федерации.
Нашей страной накоплен существенный опыт успешного решения проблем, связанных с оказанием необходимой поддержки и помощи вынужденным мигрантам, в числе которых как иностранные граждане и лица без гражданства, так и внутриперемещенные лица.
С началом проведения специальной военной операции на Украине Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным по численности наплывом украинских беженцев, повлекшим необходимость принятия масштабных мер социального и гуманитарного характера. Так, по официальным данным, с февраля 2022 г. на территорию Российской Федерации прибыло более 5,1 млн человек, включая 728 тыс. детей . Вместе с тем такая экстраординарная ситуация не повлекла наступления кризисных явлений в стране. Мерами, направленными на оказание поддержки и помощи вынужденным мигрантам, а также на регулирование миграционных потоков, удалось взять складывающуюся ситуацию под строгий государственный контроль.
Необходимо отметить, что основной вопрос, который требуется адекватно разрешить в процессе предоставления убежища, – это достижение баланса интересов вынужденных мигрантов и граждан принимающего государства. В 2021 г. на предложение Евросоюза разместить мигрантов из африканских государств в Центральной Азии до получения ими виз в европейские страны и США российские власти ответили отказом, сочтя это потенциальной угрозой национальной безопасности . Появление радикально настроенных мигрантов может привести к проникновению терроризма в страну, что неприемлемо с точки зрения обеспечения безопасности ее граждан. Кроме того, это может повлечь рост социальной напряженности внутри государства, а также осложнить международные отношения, в связи с чем в данной ситуации Российская Федерация не пошла на компромисс с иностранными партнерами в ущерб национальным интересам.