Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации
Аннотация
В статье рассмотрены современные направления государственной образовательной политики, направленной на цифровизацию административных процедур контрольно-надзорной деятельности органов публичной администрации в сфере образования. С учетом положений Концепции совершенствования контрольно-надзорной деятельности раскрыты правовые основы, практика и основные тенденции развития цифровых сервисов, повышающих уровень технологичности выполнения государственной контрольно-надзорной функции в указанной области общественных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 51-54 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-51-54 |
Цифровая трансформация в сфере государственного управления, которая в целом отвечает интересам и запросам современного общества, определена главой государства в качестве одной из ключевых целей национального развития России. Технологическая трансформация деятельности публичной администрации в рамках политической организации современного общества формирует модель «цифрового государства». В свою очередь, цифровизация деятельности органов публичной власти повышает уровень их координации при решении общих задач государственной политики, позволяет вырабатывать наиболее эффективные управленческие решения в социально значимых сферах общественной жизни.
Технологический подход в регламентации деятельности публичной администрации по реализации собственных управленческих властных полномочий был изначально заложен в логику и содержательные характеристики административных процедур. С точки зрения «технократической» концепции административная процедура может пониматься как нормативно урегулированная последовательность действий уполномоченных лиц по реализации их компетенции. При этом весьма важное значение административные процедуры получают в сфере реализации контрольно-надзорной функции государства, поскольку обеспечивают как публичные, так и частные интересы в области публичного управления.
Приоритетными направлениями государственного контроля и надзора должно стать применение современных форм и методов осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе применение в этой сфере современных цифровых технологий. Цифровизация контрольно-надзорной функции государства прежде всего должна обеспечивать эффективные механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении процедур контроля и надзора, значительное улучшение взаимодействия проверяющих и контролируемых лиц. Автоматизация государственного контроля и надзора снижает контрольно-надзорное воздействие и, соответственно, уровень административного давления в контрольно-надзорных отношениях. При этом повышается уровень точечности и выборочности работы уполномоченных органов, фокусируется внимание на «проблемных» участках.
Цифровые технологии обеспечивают внедрение в управленческую практику автоматизированных административных актов. В этой связи цифровизация контрольно-надзорной деятельности способствует минимизации участия человека в принятии юридически значимых решений, делая данный процесс более рациональным, исключающим практику необоснованного вмешательства в деятельность частных лиц. При этом оценка уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций со стороны надзорных органов в рамках выполнения надзорной функции становится одним из критериев оценки эффективности их деятельности.
Как известно, в основе парадигмы Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) лежит потребность создания полноценной системы анализа и учета рисков, применяемой в рамках реализации контрольно-надзорной деятельности. Внедрение и эффективное использование передовых практик управления рисками в контрольно-надзорной деятельности возможно посредством использования в работе уполномоченных органов власти современных информационных технологий. Реализация положений Закона № 248-ФЗ предусматривает создание информационных систем, обеспечивающих цифровизацию основных процессов, а также формирование единой модели данных в сфере контроля.