Дата публикации: 10.04.2025

Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации

Аннотация

В статье рассмотрены современные направления государственной образовательной политики, направленной на цифровизацию административных процедур контрольно-надзорной деятельности органов публичной администрации в сфере образования. С учетом положений Концепции совершенствования контрольно-надзорной деятельности раскрыты правовые основы, практика и основные тенденции развития цифровых сервисов, повышающих уровень технологичности выполнения государственной контрольно-надзорной функции в указанной области общественных отношений.




Цифровая трансформация в сфере государственного управления, которая в целом отвечает интересам и запросам современного общества, определена главой государства в качестве одной из ключевых целей национального развития России. Технологическая трансформация деятельности публичной администрации в рамках политической организации современного общества формирует модель «цифрового государства». В свою очередь, цифровизация деятельности органов публичной власти повышает уровень их координации при решении общих задач государственной политики, позволяет вырабатывать наиболее эффективные управленческие решения в социально значимых сферах общественной жизни.

Технологический подход в регламентации деятельности публичной администрации по реализации собственных управленческих властных полномочий был изначально заложен в логику и содержательные характеристики административных процедур. С точки зрения «технократической» концепции административная процедура может пониматься как нормативно урегулированная последовательность действий уполномоченных лиц по реализации их компетенции. При этом весьма важное значение административные процедуры получают в сфере реализации контрольно-надзорной функции государства, поскольку обеспечивают как публичные, так и частные интересы в области публичного управления.

Приоритетными направлениями государственного контроля и надзора должно стать применение современных форм и методов осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе применение в этой сфере современных цифровых технологий. Цифровизация контрольно-надзорной функции государства прежде всего должна обеспечивать эффективные механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении процедур контроля и надзора, значительное улучшение взаимодействия проверяющих и контролируемых лиц. Автоматизация государственного контроля и надзора снижает контрольно-надзорное воздействие и, соответственно, уровень административного давления в контрольно-надзорных отношениях. При этом повышается уровень точечности и выборочности работы уполномоченных органов, фокусируется внимание на «проблемных» участках.

Цифровые технологии обеспечивают внедрение в управленческую практику автоматизированных административных актов. В этой связи цифровизация контрольно-надзорной деятельности способствует минимизации участия человека в принятии юридически значимых решений, делая данный процесс более рациональным, исключающим практику необоснованного вмешательства в деятельность частных лиц. При этом оценка уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций со стороны надзорных органов в рамках выполнения надзорной функции становится одним из критериев оценки эффективности их деятельности.

Как известно, в основе парадигмы Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) лежит потребность создания полноценной системы анализа и учета рисков, применяемой в рамках реализации контрольно-надзорной деятельности. Внедрение и эффективное использование передовых практик управления рисками в контрольно-надзорной деятельности возможно посредством использования в работе уполномоченных органов власти современных информационных технологий. Реализация положений Закона № 248-ФЗ предусматривает создание информационных систем, обеспечивающих цифровизацию основных процессов, а также формирование единой модели данных в сфере контроля.

Список литературы

1. Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. 2009. № 2. С. 6–9.
2. Давыдов К.В. К вопросу о понятии и сущности административной процедуры / К.В. Давыдов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 110–116.
3. Кабытов П.П. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти / П.П. Кабытов, О.Е. Стародубова // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 113–126.
4. Концепция правового регулирования использования информационных технологий в сфере государственного контроля и надзора в условиях «цифровой экономики»: результаты исследования : монография / А.В. Мартынов, М.В. Бундин, Е.В. Ширеева [и др.] ; под научной ре
5. Мартынов А.В. О правовых принципах применения искусственного интеллекта при осуществлении органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности / А.В. Мартынов, М.В. Бундин // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 59–75.
6. Михайлова К.Д. Современные подходы к государственному контролю качества образования / К.Д. Михайлова, А.В. Соколов // Государственное управление. 2021. № 2. С. 67–75.
7. Россинский Б.В. Информационные подходы к разграничению контроля и надзора в деятельности государственных органов / Б.В. Россинский // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы V Всеро
8. Рябченко Д.С. Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования как элемент правоохранительной системы России / Д.С. Рябченко // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 168–171.

Остальные статьи