Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере транспорта: теоретические и организационно-правовые вопросы
Аннотация
В статье излагается авторский взгляд на природу, понятие и содержание федерального государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, его задачи, виды и субъекты. Характеризуются обязательные требования, которые выступают предметом данного контроля (надзора), содержатся отдельные предложения по совершенствованию правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта, определены основные темы дальнейших научных исследований по данной проблематике.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 38-43 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-38-43 |
Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики и неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивающая жизненно важные потребности общества в перевозке людей, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных. Без развитой транспортной системы невозможно нормальное развитие хозяйственных, миграционных, культурных процессов, деятельности в сфере услуг, функционирование военно-промышленного комплекса страны.
Транспортная система России характеризуется одной из самых обширных в мире транспортной сетью, представленной всеми видами транспорта. Она включает в себя 122 тыс. км железнодорожных путей, более 1,75 млн км автомобильных дорог, 258 тыс. км трубопроводных магистралей, 722 тыс. км воздушных трасс, 102 тыс. км внутренних водных судоходных путей только федерального значения и множество морских трасс. В ней занято 5,5 млн человек. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия является одним из мировых лидеров.
В настоящее время действует Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, реализуются национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Принимаемые меры направлены на опережающее удовлетворение ожиданий пользователей и потребителей транспортного комплекса в повышении пространственная связанности и транспортной доступности территории, обеспечении мобильности населения и внутреннего туризма, цифровой трансформации отрасли и ускорении внедрения новых технологий.
Значение нормального функционирования транспортного комплекса, особенно его безопасности, намного усиливается в условиях проведения специальной военной операции и террористических атак на него со стороны украинских спецслужб.
Вполне очевидно, что огромное количество задействованных ресурсов, транспортных средств и людей требует государственного управления транспортной отраслью. Его важнейшей функцией выступает государственный контроль и надзор.