О некоторых вопросах обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в судебном порядке (на примере арбитражных судов)
Аннотация
Работа посвящена изучению вопроса обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в судебном порядке. Автором проведен анализ судебной практики арбитражных судов по вопросу обжалования контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, проводимых в рамках реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На основе материалов исследования делается вывод о современном состоянии судебной практики с учетом относительно устоявшегося нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-34-37 |
Одним из ключевых и неоспоримых конституционных прав человека выступает право на судебную защиту. В правовой доктрине определено, что судебная защита — это государственная функция. Ряд ученых приравнивают ее к правосудию, его доступности. Существует и иная позиция, согласно которой такое отожествление недопустимо. К примеру, по мнению П.М. Филиппова, судебная защита представляет собой деятельность суда по восстановлению права, а конституционное право на судебную защиту — право личности и объединений граждан на деятельность суда. Бесспорно, что доступное правосудие предусматривает прежде всего такую модель судебного процесса, которая позволяла бы воспользоваться средствами правовой защиты нарушенных или оспариваемых прав каждому.
Как указано в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину РФ гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод. Развивая эту мысль, в преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» говорится, что закрепленное в Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами. В свою очередь, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При рассмотрении вопроса о реализации права предпринимателей на судебную защиту при осуществлении государственного контроля (надзора) возникает ряд вопросов, требующих научного осмысления.
Рассуждая об развитии института судебной защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, стоит отметить в качестве одного из нормативных правовых актов, находящихся у «истоков» нормативно-правового регулирования рассматриваемого вопроса, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 294-ФЗ, защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в судебном порядке обжалованию подлежали не все акты и действия должностных лиц, принимаемые в ходе контрольно-надзорной деятельности. Одним из обязательных условий для обжалования решений, ненормативных правовых актов выделяют следующее: они должны нарушать права, законные интересы индивидуальных предпринимателей или организаций, т.е. судебный контроль за законностью правоприменительной деятельности контрольно-надзорных органов должен осуществляться в целях обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов физических лиц и организаций.