Повышение эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности как актуальная задача
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности. Проведен анализ научных работ, практической деятельности и законодательства в части контрольной функции института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 22-27 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-22-27 |
В настоящее время государственная правозащитная деятельность является одним из наиболее эффективных механизмов повышения качества жизни граждан и укрепления каркаса правового и социального государства в России. Работа таких государственных правозащитных органов, как судебные органы, Генпрокуратура России, органы исполнительной власти при координации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и специализированные институты государственной защиты прав человека, позволяет разрешать как индивидуальные правовые проблемы, так и системные вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной практики. На это обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе встречи с Советом по развитию гражданского общества и правам человека в декабре 2024 г.
Более того, отечественная правозащита укрепляется и играет новыми гранями на фоне «абсолютного провала» в 2024 г., как заявила глава организации Human Rights Watch (HRW) Тирана Хассан, западных демократий в качестве борцов за права человека во всем мире.
Статистические и социологические данные говорят о том, что уровень гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России повышается с каждым годом. Вместе с тем анализ ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и отчетов Генерального прокурора Российской Федерации позволяет сделать вывод, что ситуация с правами человека остается непростой. Еще многое предстоит сделать органам публичной власти для того, чтобы обеспечить право граждан России на благополучную и достойную жизнь.
Представляется, что в данном контексте особую роль играет задача повышения качества контроля за деятельностью компетентных государственных органов, призванных укреплять гарантии прав человека. Здесь важное значение имеет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который, действуя на основании самостоятельного Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», является независимым и неподконтрольным органом власти, имеет широкие контрольные полномочия для проведения такой работы.
Профессор Т.Н. Москалькова отмечает по данному вопросу: «Учреждение в государственном аппарате России на конституционном уровне должности Уполномоченного по правам человека ознаменовало открытие новой страницы развития российской государственности. В государственном аппарате появился институт, который стал посредником между властью и гражданским обществом в вопросах обеспечения прав и свобод человека, дополнительным средством контроля за законностью деятельности публичной администрации по защите нарушенных прав личности».