Дата публикации: 10.04.2025

Повышение эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности как актуальная задача

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности. Проведен анализ научных работ, практической деятельности и законодательства в части контрольной функции института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.




В настоящее время государственная правозащитная деятельность является одним из наиболее эффективных механизмов повышения качества жизни граждан и укрепления каркаса правового и социального государства в России. Работа таких государственных правозащитных органов, как судебные органы, Генпрокуратура России, органы исполнительной власти при координации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и специализированные институты государственной защиты прав человека, позволяет разрешать как индивидуальные правовые проблемы, так и системные вопросы совершенствования законодательства и правоприменительной практики. На это обратил внимание Президент Российской Федерации в ходе встречи с Советом по развитию гражданского общества и правам человека в декабре 2024 г.

Более того, отечественная правозащита укрепляется и играет новыми гранями на фоне «абсолютного провала» в 2024 г., как заявила глава организации Human Rights Watch (HRW) Тирана Хассан, западных демократий в качестве борцов за права человека во всем мире.

Статистические и социологические данные говорят о том, что уровень гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России повышается с каждым годом. Вместе с тем анализ ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и отчетов Генерального прокурора Российской Федерации позволяет сделать вывод, что ситуация с правами человека остается непростой. Еще многое предстоит сделать органам публичной власти для того, чтобы обеспечить право граждан России на благополучную и достойную жизнь.

Представляется, что в данном контексте особую роль играет задача повышения качества контроля за деятельностью компетентных государственных органов, призванных укреплять гарантии прав человека. Здесь важное значение имеет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который, действуя на основании самостоятельного Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», является независимым и неподконтрольным органом власти, имеет широкие контрольные полномочия для проведения такой работы.

Профессор Т.Н. Москалькова отмечает по данному вопросу: «Учреждение в государственном аппарате России на конституционном уровне должности Уполномоченного по правам человека ознаменовало открытие новой страницы развития российской государственности. В государственном аппарате появился институт, который стал посредником между властью и гражданским обществом в вопросах обеспечения прав и свобод человека, дополнительным средством контроля за законностью деятельности публичной администрации по защите нарушенных прав личности».

Список литературы

1. Галяутдинов Б.С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Б.С. Галяутдинов. Москва, 2014. 19 с.
2. Зражевская Т.Д. Миссия уполномоченных по правам человека в организации общественного контроля как средство укрепления взаимодействия власти и гражданского общества в России / Т.Д. Зражевская // Конституционализм и государствоведение. 2019. № 1 (13). С. 6–
3. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование : монография / А.В. Мартынов. Москва : NOTA BENE, 2010. 548 с.
4. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России / А.В. Мартынов // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 8–16.
5. Матейкович М.С. Уполномоченные по правам человека в механизме судебной защиты прав и свобод / М.С. Матейкович, И.С. Романчук // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 45–57.
6. Москалькова Т.Н. Защита прав человека в механизме правового обеспечения национального суверенитета России / Т.Н. Москалькова // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2023. № 6. С. 30–39.
7. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России / Т.Н. Москалькова // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 52–59.
8. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека: вчера, сегодня, завтра / Т.Н. Москалькова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 4. С. 23–44.
9. Москалькова Т.Н. Обеспечение прав участников уголовного процесса при проведении судебной экспертизы / Т.Н. Москалькова // Уголовное судопроизводство. 2024. № 1. С. 18–23.
10. Россинский Б.В. Размышления о государственном управлении и административной ответственности / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2016. № 5. С. 6–24.
11. Старилов Ю.Н. Судебный нормоконтроль и административное судопроизводство в системе модернизации административного и административного процессуального законодательства / Ю.Н. Старилов // Мировой судья. 2015. № 4. С. 31–38.
12. Черников В.В. Гарантии прав человека в полицейском законодательстве России: вопросы закрепления и реализации / В.В. Черников // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 3. С. 160–166.

Остальные статьи