Место и роль государственного контроля (надзора) в механизме правового регулирования
Аннотация
В статье дается характеристика контроля (надзора) как обязательного элемента в механизме правового регулирования, обеспечивающего действие обязательных требований и достижение конечных целей регулирования. Рассматриваются факторы, влияющие на достижение указанных целей, отмечается расхождение целей отдельных направлений правового регулирования: установления требований, разрешительной, контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 15-21 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-15-21 |
Право — чрезвычайно эффективное средство воздействия на поведение людей. Прямое («ручное») управление может быть эффективным в кризисных ситуациях, но оно требует высокой степени организации систем управления и высокого уровня квалификации субъектов управления на всех уровнях, что возможно посредством мобилизации, которая не может поддерживаться в течение продолжительных периодов нормальной жизни, когда на передний план выходят правовые нормы, устанавливающие требования, названные отечественным законодателем обязательными. Мы будем использовать в настоящей статье термин — «обязательные требования», несмотря на его внутреннюю тавтологичность, так как его выбор законодателем может быть обоснован, по крайней мере, чрезвычайной многозначностью слова «требование».
В свое время С.С. Алексеев отмечал нерациональность прямого управления, называя его индивидуальным регулированием, что не совсем корректно, так как индивидуальные акты управления не содержат правовых норм, не регулируют общественные отношения, а управляют персонально определенными лицами. Он писал, что индивидуальное регулирование является простейшим социальным регулированием, позволяющим решать жизненные проблемы с учетом конкретных обстоятельств, персональных качеств лиц, характера отношений, но оно имеет серьезные недостатки — каждый раз решать проблему нужно заново, единый общий порядок отсутствует, складываются широкие возможности для субъективизма.
Механизм правового регулирования представляет собой организованную систему устойчивого, систематического и предсказуемого воздействия на общественные отношения посредством установления обязательных для участников этих отношений требований и гарантий их соблюдения. Собственно, установление правил поведения составляет первую стадию регулирования. Обязательные требования приобретают юридическую силу и начинают действовать уже в силу своей обязательности. Их адресаты (при условии, что они обладают правосознанием соответствующего уровня) соблюдают их добровольно в силу внутренней потребности и стремления к правомерному поведению либо под страхом санкции правовой нормы, устанавливающей обязательное требование. Однако такое добровольное соблюдение правил — редкость. В тех случаях, когда адресат обязательного требования по каким-то причинам (по незнанию, по недосмотру или умышленно — чтобы сэкономить на затратах или из принципиального несогласия с требованиями) не соблюдает обязательное для него требование, законодательство предусматривает возможность принудительного склонения его к соблюдению требования и устранению последствий, вызванных его нарушением. Это последняя стадия правового регулирования.
В особых случаях субъект права получает возможность участвовать в правоотношениях после того, как уполномоченным органом с соблюдением соответствующей административной процедуры ему будет выдано специальное разрешение. Получение разрешения обычно сопряжено с возникновением новых обязательных требований, не относящихся к лицам, которые не вправе вступать в такие отношения. Разрешительная деятельность осуществляется на второй стадии правового регулирования. Она затрагивает не всех субъектов права, а только тех, которые намереваются осуществлять отдельные виды деятельности или совершать определенные действия.