Дата публикации: 10.04.2025

Место и роль государственного контроля (надзора) в механизме правового регулирования

Аннотация

В статье дается характеристика контроля (надзора) как обязательного элемента в механизме правового регулирования, обеспечивающего действие обязательных требований и достижение конечных целей регулирования. Рассматриваются факторы, влияющие на достижение указанных целей, отмечается расхождение целей отдельных направлений правового регулирования: установления требований, разрешительной, контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности.




Право — чрезвычайно эффективное средство воздействия на поведение людей. Прямое («ручное») управление может быть эффективным в кризисных ситуациях, но оно требует высокой степени организации систем управления и высокого уровня квалификации субъектов управления на всех уровнях, что возможно посредством мобилизации, которая не может поддерживаться в течение продолжительных периодов нормальной жизни, когда на передний план выходят правовые нормы, устанавливающие требования, названные отечественным законодателем обязательными. Мы будем использовать в настоящей статье термин — «обязательные требования», несмотря на его внутреннюю тавтологичность, так как его выбор законодателем может быть обоснован, по крайней мере, чрезвычайной многозначностью слова «требование».

В свое время С.С. Алексеев отмечал нерациональность прямого управления, называя его индивидуальным регулированием, что не совсем корректно, так как индивидуальные акты управления не содержат правовых норм, не регулируют общественные отношения, а управляют персонально определенными лицами. Он писал, что индивидуальное регулирование является простейшим социальным регулированием, позволяющим решать жизненные проблемы с учетом конкретных обстоятельств, персональных качеств лиц, характера отношений, но оно имеет серьезные недостатки — каждый раз решать проблему нужно заново, единый общий порядок отсутствует, складываются широкие возможности для субъективизма.

Механизм правового регулирования представляет собой организованную систему устойчивого, систематического и предсказуемого воздействия на общественные отношения посредством установления обязательных для участников этих отношений требований и гарантий их соблюдения. Собственно, установление правил поведения составляет первую стадию регулирования. Обязательные требования приобретают юридическую силу и начинают действовать уже в силу своей обязательности. Их адресаты (при условии, что они обладают правосознанием соответствующего уровня) соблюдают их добровольно в силу внутренней потребности и стремления к правомерному поведению либо под страхом санкции правовой нормы, устанавливающей обязательное требование. Однако такое добровольное соблюдение правил — редкость. В тех случаях, когда адресат обязательного требования по каким-то причинам (по незнанию, по недосмотру или умышленно — чтобы сэкономить на затратах или из принципиального несогласия с требованиями) не соблюдает обязательное для него требование, законодательство предусматривает возможность принудительного склонения его к соблюдению требования и устранению последствий, вызванных его нарушением. Это последняя стадия правового регулирования.

В особых случаях субъект права получает возможность участвовать в правоотношениях после того, как уполномоченным органом с соблюдением соответствующей административной процедуры ему будет выдано специальное разрешение. Получение разрешения обычно сопряжено с возникновением новых обязательных требований, не относящихся к лицам, которые не вправе вступать в такие отношения. Разрешительная деятельность осуществляется на второй стадии правового регулирования. Она затрагивает не всех субъектов права, а только тех, которые намереваются осуществлять отдельные виды деятельности или совершать определенные действия.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права : курс. В 2 томах. Т. 1 / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1981. 361 с.
2. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) : монография / С.М. Зырянов Москва : Юридическая фирма Контракт, 2023. 232 с.
3. Зырянов С.М. Срок давности привлечения к административной ответственности — не рудимент! / С.М. Зырянов // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 49–51.
4. Пашков А.С. Эффективность действия правовой нормы (К методологии и методике социологического исследования) / А.С. Пашков, Л.С. Явич // Советское государство и право. 1970. № 3. С. 40–47.
5. Пашков А.С. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления / А.С. Пашков, Д.М. Чечот // Советское государство и право. 1965. № 9. С. 3–11.
6. Правовое управление в кризисных ситуациях : монография / С.Б. Бальхаева, Х.И. Гаджиев, С.А. Грачева [и др.] ; ответственный редактор Ю.А. Тихомиров. Москва : Проспект, 2022. 280 с.
7. Разрешительная деятельность в механизме государственного управления : монография / Л.В. Андриченко, Е.В. Горенская, А.С. Емельянов [и др.] ; ответственные редакторы: А.С. Емельянов, С.М. Зырянов. Москва : ИНФРА-М, 2023. 598 с.
8. Самощенко И.С., Никитинский В.И. О понятии эффективности правовых норм / И.С. Самощенко, В.И. Никитинский // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 18. Москва, 1969. С. 3–19.
9. Шаргородский М.Д. Система наказаний и их эффективность / М.Д. Шаргородский // Советское государство и право. 1968. № 11. С. 53–61.
10. Эффективность законодательства: вопросы теории и практика : монография / Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев, А.А. Аюрова [и др.] ; ответственные редакторы: Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при

Остальные статьи