Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в механизме государственного контроля
Аннотация
В статье исследована деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в механизме государственного контроля, уточнены существующие в правовой доктрине подходы, касающиеся правовой природы и специфики деятельности института Уполномоченного как субъекта государственного контроля, направленного на защиту прав и свобод человека и гражданина. Представлены отдельные результаты деятельности Уполномоченного по обеспечению, защите и содействию в реализации прав и свобод граждан, иллюстрирующие правозащитный потенциал института Уполномоченного в механизме государственного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 04/2025 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-4-3-7 |
В современной парадигме государственного управления институт государственного контроля представляет собой фундаментальный элемент механизма обеспечения законности и правопорядка, выступая имманентной характеристикой публичной власти. Он, являясь многоаспектным правовым феноменом, интегрирует в себе признаки как особой государственной функции, так и специфической формы государственно-властной деятельности, направленной на верификацию соответствия функционирования подконтрольных объектов нормативно установленным параметрам.
В условиях глобальных мировых трансформаций, внешних вызовов и угроз государственный контроль становится не только важным инструментом прогрессивного устойчивого развития государства, укрепления российской государственности и национального суверенитета, но и в определенной степени приобрел правоохранительную, гуманитарную функцию, стал своеобразной «охранной грамотой» против беззакония и несправедливости.
Президент России В.В. Путин на совещании с членами Правительства РФ 23 января 2025 г., говоря о контрольно-надзорной деятельности государства, подчеркнул, что «она должна быть на высоком уровне, должна осуществляться с помощью современных технических средств… должна защищать общество, государство, граждан от всего, что называется недобросовестностью — и со стороны государства, и со стороны любых, в том числе и коммерческих, структур, но не должна ограничивать свободу, не должна быть забюрократизированной и [не должна] мешать развитию».
Современная система государственного контроля характеризуется множественностью субъектов его осуществления, что обусловлено многоаспектностью и многогранностью контрольной деятельности государства и необходимостью обеспечения ее всеобъемлющего характера. В этом процессе задействована законодательная, исполнительная и судебная власть. Значимая роль в осуществлении контроля за законностью в стране отводится ряду органов государства, не относящихся к обозначенным ветвям власти. В их числе институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее также — Уполномоченный), который, обладая конституционно-правовым статусом, реализует специфические контрольные полномочия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Это один из немногих органов (наряду с судебными органами и органами прокуратуры), который наделен компетенцией оценивать законность и обоснованность решений и действий (бездействия) всех государственных органов (в том числе суда и органов прокуратуры) по жалобам граждан по поводу нарушениях их прав.
В правовой доктрине вопрос относительно природы контрольных полномочий Уполномоченного является объектом научного осмысления. Так, ученые дискутируют относительно того, является ли он независимым субъектом государственного контроля или одной из разновидностей парламентского контроля.