Дата публикации: 27.03.2025

Ответственность перевозчика по договору перевозки автомобильным транспортом

Аннотация

Необходимо подчеркнуть значимость общественных отношений по перевозке автомобильным транспортом в Российской Федерации для развития экономики и общества в целом. В настоящее время значительная часть товарооборота в нашей стране перевозится посредством грузового автомобильного транспорта. Вместе с тем в правоприменительной деятельности нередко возникают вопросы в связи с необходимостью привлечения к ответственности перевозчиков по договору перевозки автомобильным транспортом, которая характеризуется определенными особенностями. В настоящей статье определены сущностные черты ответственности перевозчиков по договору перевозки автомобильным транспортом на основе специфики отраслевого законодательства, сформулированы выводы и некоторые предложения по реформированию российского транспортного законодательства.




В доктрине транспортного права профессор С.Ю. Морозов обоснованно указывает на то обстоятельство, что «на автомобильный транспорт приходится около 57% объема коммерческих перевозок грузов...». Что, безусловно, отражает значимость данного вида транспорта. Другие авторы небезосновательно дополняют: «Автомобильный транспорт при перевозке грузов является, пожалуй, самым универсальным».

Как известно, в современном обществе большинство сфер жизнедеятельности основано на договорных отношениях, в том числе носящих предпринимательский характер.

В системе договоров перевозки автомобильным транспортом центральное место принадлежит именно договору перевозки грузов, который включает в себя иные самостоятельные договорные конструкции, которые в своей совокупности призваны обеспечить организацию процесса перевозки грузов. В силу своей правовой природы данные договоры образуют систему договоров перевозки грузов. В науке уточняется, что договор перевозки груза ⸻ это документ, в котором определяются существенные условия договора и регламентируются взаимоотношения между сторонами договора перевозки грузов ⸻ грузоотправителем и перевозчиком. «Наличие у договора соответствующей объективированной формы позволяет воспринимать согласованную волю его сторон и указывает на его существенные условия».

Определение договора на организацию перевозок содержится в ст. 798 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). На основании законодательной формулировки ученые придерживаются точки зрения о том, что данный договор является консенсуальным и взаимным. Он предшествует заключению основного договора перевозки и, тем самым, образует его организационную предпосылку. Целью заключения договоров об организации перевозок является урегулирование отношений сторон, которые не имеют необходимого нормативно-правового регулирования, но упорядоченность которых необходима для достижения целей перевозки. «Структура договорных связей участников транспортных отношений становится все более сложной».

Правовое регулирование ответственности перевозчиков осуществляется согласованными нормами ГК РФ и ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ РФ), являющейся специальной нормой. Согласно ст. 793 ГК РФ ответственность сторон по договору перевозки определяется ГК РФ, транспортными уставами и соглашением сторон. Как справедливо установлено в науке, «необходимо согласовать условия для конкретного договора перевозки грузов».

Список литературы

1. Бажина М.А. Некоторые аспекты документального оформления договора перевозки грузов автомобильным транспортом / М.А. Бажина // Транспортное право. 2018. № 3. С. 3–7.
2. Бажина М.А. Основные направления реформирования законодательства о договоре перевозки грузов / М.А. Бажина // Пермский юридический альманах. 2018. № 1. С. 332–337.
3. Груздев В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву : монография / В.В. Груздев. Москва : Волтерс Клувер, 2010. 253 с.
4. Гудовских Т.С. Система рамочных договоров в сфере перевозок / Т.С. Гудовских // Транспортное право. 2018. № 3. С. 21–23.
5. Егиазаров В.А. Транспортное право : учебник / В.А. Егиазаров. 8-е изд., доп. и перераб. Москва : Юстицинформ, 2015. 736 с.
6. Карпеев О.В. Правовая природа договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте / О.В. Карпеев, А.В. Котов // Транспортное право. 2021. № 1. С. 14–18.
7. Карпеев О.В. Электронное оформление перевозок грузов автомобильным транспортом / О.В. Карпеев, А.В. Котов // Транспортное право. 2021. № 2. С. 19–21.
8. Левушкин А.Н. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании / А.Н. Левушкин, И.К. Кузьмина // Транспортное право. 2022. № 4. С. 68–75.
9. Левушкин А.Н. Организационные предпринимательские договоры в системе норм обязательственного права и судебной практики / А.Н. Левушкин // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 30–35.
10. Левушкин А.Н. Проверка контрагента перед заключением договора как непоименованный способ обеспечения исполнения предпринимательских обязательств / А.Н. Левушкин, С.Ю. Морозов // Юрист. 2021. № 7. С. 37–42.
11. Магоян М.С. Понятие и характеристика договора перевозки пассажира и багажа в автомобильном междугородном сообщении (отдельные проблемы теории и практики) / М.С. Магоян // Транспортное право. 2019. № 2. С. 22–25.
12. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров / С.Ю. Морозов. Москва : Норма, 2011. 351 с.
13. Морозов С.Ю. Транспортное право : учебник для вузов / С.Ю. Морозов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 322 с.
14. Морозов С.Ю. Участие операторов морских терминалов в договорном регулировании отношений: проблемы совершенствования транспортного законодательства / С.Ю. Морозов // Транспортное право. 2018. № 1. С. 15–18.

Остальные статьи