Перевозка грузов с использованием беспилотных летательных аппаратов как новый вектор развития воздушного транспорта
Аннотация
Цифровизация, предопределившая активное внедрение искусственного интеллекта в общественные отношения, не обошла стороной и национальную транспортную, в том числе и авиатранспортную систему. Так, появление беспилотного воздушного транспорта, основанного на технологиях дистанционного пилотирования, обеспечивающих автоматизацию практически всех этапов полета, открывает новую эпоху воздушной грузоперевозки. Беспилотные воздушные суда, изначально спроектированные в военных целях, обладают недооцененным экономическим потенциалом. При сопоставлении беспилотных воздушных судов с пилотируемыми становятся очевидными преимущества первых: более дешевый производственный цикл, необходимый для изготовления беспилотного воздушного судна; небольшие габариты, в том числе вес; меньшее количество топлива, требуемого для полета; существенно более простые требования для осуществления взлета/посадки (в том числе меньшая взлетно-посадочная полоса вплоть до ее отсутствия) и т.д. Таким образом, проникновение искусственного интеллекта в авиатранспортную систему позволяет нивелировать те ограничения/недостатки, которые были традиционно свойственны перевозкам грузов с использованием пилотируемых воздушных судов. Представляется, назрела объективная потребность в создании регуляторной среды для интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство России, что требует предварительного обсуждения правовых рисков и ограничений, а также публично-правовых и частноправовых инструментов управления ими.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2025 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-1-16-20 |
Российская национальная транспортная система, находясь под воздействием цифровизации и испытывая на себе ее непосредственное влияние, переживает эпоху серьезнейшей трансформации, сопряженной с внедрением в эту систему элементов искусственного интеллекта. В фокусе обозначенной трансформации ⸻ беспилотные транспортные средства в целом и беспилотные воздушные суда в частности. Технологии дистанционного пилотирования поставили перед мировым сообществом задачу интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство наряду с пилотируемыми воздушными судами. При этом современная цивилизация достигла такого уровня технологического развития, при котором автоматизация стала доступна в отношении всех этапов полета, в результате чего беспилотное воздушное судно стало больше напоминать «летающий компьютер», чем транспортное средство.
Сегодня очевидно, что активное внедрение цифровых технологий в авиатранспортную систему открывает новые горизонты для использования беспилотного транспорта в частноправовых целях, и прежде всего с точки зрения осуществления воздушной грузоперевозки. Колоссальная загруженность иных транспортных магистралей настоятельно требует от нас переориентации на беспилотный воздушный транспорт, использование которого в частноправовых целях существенно трансформирует устоявшееся представление о воздушной грузоперевозке. Так, малогабаритность беспилотных воздушных судов, а также отсутствие потребности в громоздкой аэропортовой инфраструктуре предопределяют изменение дальности полетов: они могут совершаться практически на любом, в том числе незначительном расстоянии.
Интенсификация принятия актов стратегического планирования в сфере беспилотного транспорта свидетельствует о том, что потребность в создании отечественного правового регулирования в этой предметной сфере является объективно сформированной. Так, в этом стратегическом направлении приняты Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и план реализации Концепции в части развития технологий, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 г. (далее по тексту также - Транспортная стратегия, Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации (далее по тексту также ⸻ Стратегия развития БА). Вероятно, дополнительной причиной такой интенсификации послужила постановка соответствующей задачи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который 1 марта 2018 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на важность оперативной разработки законодательства в этой предметной сфере.
Опуская анализ перечисленных стратегических актов, признавая важность решения этой задачи в рамках более развернутого исследования, сделаем ряд общих замечаний: во-первых, в сфере беспилотного транспорта не сформирован терминологический категориальный аппарат, однако общая тенденция сводится к отказу от термина «беспилотный» в пользу термина «высокоавтоматизированный» транспорт; во-вторых, терминологическая незрелость этой предметной сферы связана также с рассогласованностью норм, посвященных отдельным видам беспилотного транспорта, а также технологической незрелостью отечественной транспортной системы, основанной на искусственном интеллекте; в-третьих, при создании правового регулирования в сфере беспилотного транспорта во главу угла поставлен вопрос о юридической ответственности за вред, причиненный беспилотным транспортом с учетом степени его автоматизации.