Дата публикации: 27.03.2025

К вопросу о правосубъектности беспилотного автотранспорта и субъектах ответственности

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые проблемы, связанные с использованием высокоавтоматизированных автотранспортных средств, в частности с применением искусственного интеллекта в беспилотных автомобилях. Представлены характеристики общего и ограниченного видов искусственного интеллекта. Доказано, что в настоящее время беспилотное транспортное средство, управляемое искусственным интеллектом, не может рассматриваться в качестве субъекта права, являясь объектом гражданских правоотношений. Определены субъекты права в отношениях с высокоавтоматизированными транспортными средствами, дан анализ обязанных субъектов, на которых нормативно может быть возложена ответственность за совершение дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотного автотранспортного средства.




Современное развитие цифровых технологий и их использование в сфере пассажирского транспорта послужило катализатором появления высокоавтоматизированных транспортных средств, в частности беспилотных автомобилей. Понятие высокоавтоматизированного транспортного средства содержится в Программе экспериментального правового режима: это инновационное транспортное средство, осуществляющее движение без водителя при удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора. М.А. Бажина констатирует, что появление таких транспортных средств является революционным прорывом и стало возможным в результате применения искусственного интеллекта в управлении транспортным средством.

Правовая система не всегда оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике и обществе, нередко отстает от научно-технологического прогресса. Так, ст. 8 Венской конвенции о безопасности дорожного движения требует наличия водителя в транспортном средстве; в Уставе автомобильного транспорта РФ также отсутствуют нормы, позволяющие использовать беспилотные авто на дорогах общего пользования. Тем не менее законодательством Российской Федерации не запрещено их использование. В этой сфере приняты некоторые подзаконные акты. Например, приняты постановление Правительства РФ об утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (срок действия ⸻ до марта 2025 г.) и распоряжение Правительства РФ, утверждающее концепцию обеспечения безопасности движения беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах. Министерством транспорта РФ разрабатывается третья версия законопроекта о высокоавтоматизированных транспортных средствах (первые две получили отрицательное заключение). А.И. Землин отмечает, что в иностранных государствах также активизируется нормотворческая деятельность, направленная на разрешение ограниченного использования высокоавтоматизированных автомобилей.

Управление транспортным средством осуществляет программное обеспечение, в работе которого не исключены ошибки, хотя такие транспортные средства имеют потенциальные преимущества в разрешении проблем безопасности, так как исключен человеческий фактор; в то же время они могут стать источником дорожно-транспортных происшествий ⸻ такие объекты не могут быть абсолютно безопасными. В настоящее время беспилотные автомобили в качестве такси проходят испытания в экспериментальном правовом режиме на определенных территориях.

Важнейшим вопросом обеспечения безопасности при использовании высокоавтоматизированных транспортных средств является распределение ответственности среди субъектов отношений. Существуют юридические сложности в определении ответственных за дорожно-транспортные происшествия субъектов права ⸻ пока существующее законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, регламентирующих вопросы ответственности при ДТП с участием беспилотных автомобилей.

Решая вопрос деликтной ответственности, в первую очередь необходимо определиться, является ли само беспилотное транспортное средство субъектом права, обладает ли оно правосубъектностью. Вопрос определения элементов правосубъектности в теории гражданского права является дискуссионным. По мнению С.С. Алексеева, «правосубъектность охватывает два элемента: правоспособность ⸻ способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности; дееспособность ⸻ способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их».

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право. Азбука ⸻ Теория ⸻ Философия. Опыт комплексного исследования : монография / С.С. Алексеев. Москва : Статут, 1999. 712 с.
2. Ананьева А.А. О некоторых трендах развития транспортного права в эпоху цифровизации / А.А. Ананьева // Человек и право ⸻ XXI век : альманах Института прокуратуры Саратовской государственной юридической академии (г. Саратов, 18 марта 2022 г.) : сборник нау
3. Бажина М.А. Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации / М.А. Бажина // Юрист. 2021. № 11. С. 44–50.
4. Боярская Ю.Н. О правосубъектности искусственного интеллекта / Ю.Н. Боярская, А.А. Балабанов, Е.А. Маловичко // Образование и право. 2024. № 11. С. 164–168.
5. Вавилин Е.В. Искусственный интеллект как участник гражданских отношений: трансформация права / Е.В. Вавилин // Вестник Томского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 42. С. 135–146.
6. Вавилин Е.В. Статус искусственного интеллекта: от объекта к субъекту правовых отношений / Е.В. Вавилин // Вестник Томского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 45. С. 147–158.
7. Василевская Л.Ю. Искусственный интеллект: проблемы гражданско-правовой квалификации / Л.Ю. Василевская // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 5. С. 32–40.
8. Землин А.И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств / А.И. Землин // Транспортное право. 2022. № 4. С. 13–20.
9. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В.А. Лаптев // Право. 2019. № 2. С. 79–102.

Остальные статьи