Доктринальные подходы к регулированию отношений в сфере правового обеспечения транспортной безопасности в защиту интересов Российской Федерации и Республики Беларусь
Аннотация
Исследуется правовая природа транспортной безопасности на современном этапе сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. Автор определяет направления развития правовых норм в данной области, обосновывает их комплексность в целях дальнейшего совершенствования законодательства. Аргументируется ряд предложений и предлагаются концептуально новые доктринальные подходы к правовому обеспечению транспортной деятельности в контексте расширения взаимодействия в рамках Союзного государства, что является существенным фактором эффективного развития союзной транспортной политики с учетом ее возрастающего значения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 01/2025 |
Страницы | 6-11 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-1-6-11 |
Совершенствование правовых подходов в регулировании транспортных инфраструктурных отношений и потребность в модернизации транспортной сферы с учетом применения современных цифровых технологий имеют непреходящее значение и подтверждаются принятием документов стратегического характера, рядом возникающих угроз безопасности, а также потребностью обеспечения экономической, экологической и информационной безопасности. На данные и иные факторы обращают внимание ученые в трудах, посвященных данной проблематике, отмечая назревшую необходимость трансформации транспортного законодательства. В частности, М.А. Бажина указывает на хаотичное использование понятий относительно транспортных средств в нормативных правовых актах, на отсутствие общего подхода в терминологическом аппарате, неразработанность единых критериев, используемых при отражении понятий. Профессор А.И. Землин показывает противоречия в законодательстве, касающиеся понимания термина «транспортная безопасность». Ряд правовых проблем теоретического и прикладного характера отражается учеными Российской Федерации в монографическом исследовании. Специфику развития данных отношений определяют ученые-правоведы С.Ю. Морозов и Т.С. Нагорная при решении вопросов понятийно-терминологического плана. При этом система источников правового регулирования в данной сфере в Республике Беларусь и Российской Федерации не идентична. Автор придерживается позиции о том, что причиной тому служит отсутствие научно-правовых исследований на базе тщательного анализа правовых норм. В юридической литературе акцентируется внимание на том, что действующее белорусское транспортное законодательство недостаточно полно отвечает требованиям, что заложены Договором о создании Союзного государства. Соответственно, целью данной работы выступает анализ законодательного обеспечения в сфере транспортной безопасности с учетом особенностей применения новых высокотехнологичных видов транспорта и разработка рекомендаций теоретико-прикладного характера.
Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности в Республике Беларусь находится на этапе становления, соответственно, нельзя назвать его эффективным и системным. Фактически, на взгляд автора, оно не только недостаточно отражено в нормативных правовых актах, но и не имеет должной научной проработки, не учитывает достижения транспортно-правовой науки, развитию которой уделяют внимание российские ученые-правоведы. Сказанное означает, что данная проблематика может быть рассмотрена с учетом позиции профессора А.И. Землина, который верно утверждает о транспортном праве как комплексной отрасли права, направленной на регулирование «деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы, обеспечение транспортной безопасности государства». Систематизация в регулировании правовых отношений является наиболее значимым условием эффективности действия права, что доказывается рядом выводов ученых. В частности, это касается исследования системности понятийного аппарата транспортного права, проведенного М.А. Бажиной, концепции систематизации транспортных организационных договоров, созданной С.Ю. Морозовым. Действительно, приращение научных знаний и совершенствование юридического образования, соответствующего потребностям общественного развития, в обязательном порядке должно сопровождаться уточнением места и роли данных норм. В свою очередь, научное обоснование возможно при анализе таковых правоотношений. Так, отметим, в Республике Беларусь теоретические положения изложены авторами О.А. Хотько и Д.В. Капским в первом учебном пособии, содержащем теоретические подходы к безопасности транспортной деятельности.