Дата публикации: 27.03.2025

Кооперационные связи России с партнерами по СНГ в условиях санкций

Аннотация

В рамках данного исследования авторы показывают произошедшие структурные сдвиги в кооперационных связях России и стран СНГ в условиях новых вызовов и рисков. В данной статье приводятся краткий исторический очерк и обзор принятых санкций, введенных в отношении России. Выявлены особенности санкционной политики США, Европейского союза, определены сферы взаимодействия, характеризующиеся рисками применения санкций. В результате проведенного исследования делается оценка перспективных направлений развития кооперационных связей России с партнерами по СНГ с учетом угроз вторичных санкций. Разработаны предложения по снижению негативного влияния санкций на внутрирегиональную кооперацию в СНГ, а также даны рекомендации по реализации новых кооперационных проектов для заполнения высвободившихся ниш на российском рынке.




Анализ санкционных мер, введенных недружественными странами в отношении Российской Федерации, показывает, что их ключевой мишенью на текущем этапе является снижение экономического потенциала страны, в том числе за счет сокращения ее внешнеэкономической деятельности. Значение первичных санкций заключается в сужении производственного потенциала российской экономики, включая реализуемые проекты. Вторичные санкции направлены на то, чтобы третьи страны не оказывали поддержку Российской Федерации в преодолении сложностей, вызванных первичными санкциями.

Хотя подобная практика не соответствует принципам международного права, в связи с чем Резолюцией 51/22 от 1996 г. Генеральная ассамблея ООН осудила применение экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления, США продолжают активно использовать такие меры для оказания давления на Российскую Федерацию. С конца 2022 г. эти меры начали применяться и Европейской комиссией. В этой связи большую роль для преодоления негативного влияния первичных и вторичных санкций играет проактивная позиция Российской Федерации в международных организациях, уполномоченных на рассмотрение данных вопросов (ООН, ВТО и др.).

Наибольшее влияние на развитие кооперационных связей на пространстве СНГ оказывают санкции, введенные в отношении банковских учреждений, в компетенцию которых входит проведение транзакций для оплаты поставленных товаров и услуг между экономическими операторами сторон. Решением для такой ситуации может стать выстраивание не зависимого от недружественных стран платежного инструментария, позволяющего проводить платежи в национальных валютах. Проблемой в данном случае является нахождение взаимовыгодного эквивалента для совершения обменных операций, а риски заключаются в том, что такой инструментарий в случае его институционализации может стать мишенью для вторичных санкций со стороны США.

Как показывает практика введения США санкций в отношении Российской Федерации с 2014 г., их мишенью зачастую становятся операторы крупных комплексных российских проектов с третьими странами, например «Северный поток ⸻ 2». В этой связи представляется целесообразным при развитии кооперационных связей в СНГ крупные проекты дробить на составляющие и реализовывать их поэтапно.

Введенные недружественными странами ограничительные меры одностороннего характера в отношении юридических лиц можно систематизировать по четырем категориям следующим образом.


Остальные статьи