Возможности использования в отечественном правопорядке исламского коммерческого договора мудараба
Аннотация
В статье исследуются возможности оформления исламского коммерческого договора мудараба на основе договорных конструкций, известных российскому правопорядку. В соответствующих целях: во-первых, анализируется общая конструкция договора мудараба (на примере гражданского и торгового законодательства ОАЭ и Саудовской Аравии); во-вторых, устанавливаются общегражданские и специальные «банковские» подходы к договорному оформлению мударабы. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что договор мудараба в рамках банковской деятельности должен оформляться посредством специального договора партнерского инвестирования, а в иных сферах — посредством договора инвестиционного товарищества с особым содержанием.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 03/2025 |
Страницы | 87-102 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-3-87-102 |
Договор мудараба представляет собой специфическую религиозно-правовую конструкцию, которая была сформирована в рамках исламского права договоров и деловых сделок (муамалат).
Соответствующий договор активно используется в современных мусульманских правопорядках (а также в международной практике) в целях оформления общественных отношений, связанных с использованием заемного капитала в предпринимательских целях, и обеспечивает соответствие такой коммерческой деятельности запретам и дозволениям шариата. В частности, договор мудараба находит свое закрепление в ст. 693–709 Гражданского кодекса ОАЭ 1985 г. (далее — ГК ОАЭ) в качестве «спекулятивного партнерства». Напрямую договор мудараба поименован в ст. 550–565 Закона о гражданских сделках Саудовской Аравии 2023 г. (далее — ГК СА).
Конкретное содержание договора мудараба может различаться в зависимости от подходов национальных законодателей мусульманских стран (продиктованных подходами господствующих в конкретных странах исламских правовых школ — мазхабов). Однако общая конструкция соответствующего договора остается одинаковой: предоставление одной из сторон (рабб-аль-малю) возможности участвовать в совместной хозяйственной деятельности исключительно в форме предоставления капитала другой стороне (мударибу) с соблюдением требования о недопустимости образования дохода, не зависящего от совершения реальной деятельности (запрет ссудной и торговой рибы).
В соответствии со ст. 693 ГК ОАЭ по данному договору одна сторона (рабб-аль-маль) обязуется предоставить капитал, а другая сторона (мудариб) — собственные усилия и «коммерческую работу», направленные на получение прибыли из предоставленного капитала с ее последующим распределением. В статье 550 ГК СА под договором мудараба понимается договор, по которому владелец капитала передает его под управление агента (мудараба-агента) для осуществления коммерческой деятельности с распределением полученной прибыли.
Ключевое значение в рамках договорной конструкции мударабы имеют два существенных условия.