Дата публикации: 03.04.2025

Злоупотребление правом как нарушение функций товарного знака

Аннотация

В статье автор рассматривает злоупотребление правом на товарный знак через призму нарушения выполняемых товарным знаком функций. Автор выделяет пять основных функций товарного знака: индивидуализации, информационную, рекламную, гарантийную, ограничительную. Нарушение каждой из этих функций анализируется автором через три выделенных Верховным Судом РФ вида злоупотребления правом на товарный знак. В итоге автор приходит к выводу, что последствия каждого вида злоупотребления правом на товарный знак вызваны нарушением определенных функций товарного знака.




Товарный знак выступает одним из важнейших средств индивидуализации товаров в обороте. Невозможно представить современное продвижение товаров на рынке без маркетинга, направленного на узнаваемость обозначения, индивидуализирующего товар, отделяющего его от товаров других производителей.

Злоупотребление правом же, в свою очередь, является одной из наиболее актуальных проблем современного гражданского права, особенно в контексте защиты интеллектуальной собственности и прав на товарные знаки. В условиях рыночной экономики злоупотребление правами на товарные знаки становится все более распространенным явлением.

Цель данной статьи — рассмотреть проблему злоупотребления правом на товарные знаки как нарушение функций товарного знака, сформировать теоретическую основу такого правонарушения, как злоупотребление правом на товарный знак, с точки зрения нарушения функций, осуществляемых товарными знаками.

Понятие «злоупотребление правом» не имеет однозначной трактовки в юридической науке. В гражданском праве Российской Федерации понятие «злоупотребление правом» закреплено в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которая устанавливает запрет на действия лиц, осуществляющих их исключительно с намерением причинить вред другому лицу либо злоупотребляющих своим правом в иных формах. Злоупотребление правом на товарный знак — это гражданское правонарушение.

В контексте приобретения права на товарные знаки и защиты прав на них злоупотреблением правом может считаться любое действие правообладателя, направленное на получение необоснованных преимуществ за счет ущемления интересов третьих лиц. Это могут быть попытки монополизации рынка, создания искусственных барьеров для входа новых участников на рынок, а также попытки мести. Правообладатель может основываться и на многих других недобросовестных целях.

Список литературы

1. Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения : учебное пособие / В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М. Денисов. Москва : Юристъ, 1997. 288 с.
2. Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы : учебное пособие для магистров / А.С. Ворожевич. Москва : Проспект, 2017. 144 с.
3. Гришаев С.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий / С.П. Гришаев. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2022.
4. Садиков О.Н. Злоупотребление правом в Гражданском кодексе России / О.Н. Садиков // Хозяйство и право. 2002. № 2 (301). С. 40–48.

Остальные статьи