Дата публикации: 03.04.2025

Принятие закона о технологической политике как инструмент обеспечения цифрового суверенитета России

Аннотация

Статья посвящена анализу новых законодательных инициатив и стратегий, направленных на реализацию цифрового суверенитета России в условиях глобализации и динамичного технологического прогресса. В статье анализируется Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 523-ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автор подчеркивает, что реализация технологической политики необходима для защиты национальных интересов, обеспечения безопасности и конкурентоспособности страны. Принятый закон о технологической политике становится центральным элементом в создании благоприятной среды для научных исследований и поддержки отечественных разработчиков. Статья также выявляет взаимосвязь между цифровым и информационным суверенитетом, акцентируя внимание на важности эффективного управления данными и создания правовой базы для защиты прав граждан в киберпространстве. В заключение автор обращает внимание на необходимость координации усилий государства, бизнеса и гражданского общества для достижения устойчивой и безопасной цифровой среды в России. Принятый закон о технологической политике рассматривается как важный шаг к снижению зависимости от иностранных технологий и построению независимой информационной экосистемы.




В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса концепция технологической политики становится одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны. В России активно принимаются меры, направленные на создание основ цифрового суверенитета, обеспечивающего интересы государства в условиях современных вызовов.

В целях достижения технологической независимости Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», являющаяся основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технического развития, а также «в рамках суверенитета обеспечивающая способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и организовывать производство товаров в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства с применением интеллектуальных производственных решений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта». Научно-технологическое развитие занимает центральное место в стратегии роста России. Оно зависит от множества факторов, которые создают серьезные вызовы для страны, включая глобальную конкуренцию и геополитические обстоятельства. Важным аспектом данного процесса является реализация отечественных программ, что не только отвечает политике импортозамещения, но и способствует укреплению цифрового суверенитета. Это важно для обеспечения независимости в стратегически важных технологиях, что, в свою очередь, поддерживает экономическую стабильность и национальную безопасность. Кроме того, «промышленный суверенитет обеспечивает научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания информационных (цифровых) технологий и инфраструктуры, что гарантирует независимость от иностранных технологий». В этой связи Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2024 г. № 637-р утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления», что способствует переходу органов государственной власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ. Создание единого информационного пространства для электронного взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов становится неотъемлемой частью оптимизации государственного управления. Такой подход позволит значительно повысить координацию и улучшить взаимодействие как внутри самих ведомств, так и между ними. Тенденции развития российского общества в контексте обеспечения информационной безопасности были обозначены также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.»: «С одной стороны — обеспечение сетевого суверенитета, т.е. создание цифрового пространства, защищенного от влияния недружественных стран, с другой стороны — усиление позиций российского программного обеспечения (ПО) на рынке и его активное внедрение в деятельность предприятий».

Список литературы

1. Василенко Н.В. Информационный суверенитет как институциональное ограничение цифровой трансформации / Н.В. Василенко // Цифровая трансформация экономических систем: теория и практика : монография / Р.И. Акмаева, А.В. Бабкин, Н.В. Василенко [и др.] ; под ре
2. Вертакова Ю.В. Экономическое развитие в условиях технологической и социальной трансформации / Ю.В. Вертакова, Т.Н. Бабич // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 4 (186). С. 248–261.
3. Минбалеев А.В. Обеспечение кибербезопасности и международной информационной безопасности в системе обеспечения информационного суверенитета / А.В. Минбалеев // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы : материалы XXIV Международной
4. Ромашкина А.Б. Политическая субъектность цифровых актантов в контексте обеспечения цифрового суверенитета / А.Б. Ромашкина, Д.А. Киричук // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. 2023. Т. 25. № 4. С. 848–861.
5. Ромашкина Н.П. Информационный суверенитет, или Почему России нужна стратегия информационной безопасности / Н.П. Ромашкина // Российский совет по международным делам (РСМД). 2019. 6 августа.
6. Троян Н.А. Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: актуальные проблемы и перспективные направления / Н.А. Троян // Право и государство: теория и практика. 2024. № 6 (234). С. 169–172.
7. Троян Н.А. Роль правовой информации в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации / Н.А. Троян // Мониторинг правоприменения. 2024. № 2 (51). С. 131–139.

Остальные статьи