Взаимодействие органов публичного управления и студенческого самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации
Аннотация
В статье раскрывается опыт взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и представителями общественности в лице студенчества. Рассматриваются принципы, методы и приемы эффективной организации работы по правовому воспитанию несовершеннолетних в условиях чрезвычайной ситуации. Описывается модель использования интеллектуального потенциала образовательных организаций высшего образования в развитии местного самоуправления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 01/2025 |
Страницы | 28-30 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-1-28-30 |
В условиях чрезвычайных ситуаций возрастает нагрузка на все органы публичной власти. В такой ситуации многие вопросы их деятельности рассматриваются через призму принципа управления основного звена. Это позволяет сосредоточить основные усилия на главных, стратегических направлениях деятельности, что имеет как сильные, так и слабые стороны. Так, вопросы, которые в данной ситуации не видятся первостепенными, уходят на второй план, и интерес к ним ослабевает. Однако хорошо известно, что общественные отношения, а тем более управление ими, носят системный характер. Поэтому публичное управление должно быть сбалансированным, направленным на предупреждение возникновения социально-политических «пустот». По мнению Питера Майра, «пустота» — это безразличие и враждебность к существующей политике государства, исчезновение института массового участия в жизни государства и имитация социальной вовлеченности через стимулирование вовлеченности в информационное пространство. Английский историк и социолог Сирил Норткот Паркинсон появление «пустоты» связывает с ошибками правительства. Его известный второй «Закон вакуума» гласит: «действие расширяется, чтобы заполнить пустоту, созданную нашими промахами». Заполнение, как правило, осуществляется деструктивными элементами. Смысл закона сводится к тому, что если органы публичной власти оставят без внимания какое-либо социальное явление, то всегда существует опасность его деформации. Другой проблемой является ситуация, когда органы местного самоуправления не ослабляют свою деятельность, но изменившиеся условия требуют ее усиления. Такое усиление работы требуется и при возникновении чрезвычайных ситуаций. При отсутствии достаточных резервов эта проблема может быть в определенной степени компенсирована за счет скоординированной организационной деятельности учреждений высшего образования и органов местной власти. Речь идет об использовании интеллектуального потенциала высших учебных заведений в решении задач органов публичного управления.
Принимая во внимание сказанное, студенты старших курсов и магистранты Курского государственного университета выступили с инициативой расширения работы по правовому воспитанию несовершеннолетних с охватом не только средних учебных заведений, но и пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (далее — ПВР). В состав инициативной группы входили студенты, имевшие опыт работы в летних детских лагерях, работающие в юридической клинике Курского государственного университета и проходившие практику в правоохранительных органах. Координатором работы стала староста группы 41 Ольга Горлатых. Инициатива студентов была поддержана Курским региональным отделением Ассоциациия юристов России и Курским региональным отделением Российского общества «Знание», штаб-квартиры которых находятся в университете.
Работа велась по трем направлениям: в школах, в ПВР и на складе гуманитарной помощи вынужденным переселенцам. Работа на складе велась на общих основаниях наравне с другими студентами города и добровольцами. Она была связана с выполнением технической работы и специальной подготовки не требовала. Однако работа с аудиторией несовершеннолетних без подготовки вестись не могла. И такая подготовка была проведена. Она проходила в несколько этапов.