Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
Аннотация
В статье рассматривается общественная опасность коррупции как негативного социального явления, подрывающего основы государственной и муниципальной службы. Особое внимание уделяется многообразию подходов к пониманию сущности этого деструктивного явления на конвенциональном, национальном и доктринальном уровнях. Рассматриваются пути совершенствования правовой базы в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 01/2025 |
Страницы | 20-27 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-1-20-27 |
Практически бесспорным постулатом, декларируемым в рамках научной и публицистической риторики, считается тезис о том, что, являясь опасным деструктивным явлением, коррупция представляет угрозу национальной безопасности нашей страны. Наиболее метафорически точно высказался о коррупции А.И. Кирпичников: «Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает нравственные устои общества».
Вне зависимости от наличия комплекса мер противодействия коррупционным проявлениям, которые регулярно закрепляются в очередном Национальном плане по противодействию коррупции, и провозглашаемой в рамках публичных выступлений государственных деятелей активной борьбе с этим деструктивным феноменом официальная статистика показывает отнюдь не снижение, а, напротив, стабильный рост коррупционных деяний, кроме того, увеличиваются размеры взяток и ущерб, причиняемый коррупционной преступностью обществу и государству. Так, по данным МВД РФ, в 2023 г. в России зарегистрировано более 36 тыс. преступлений коррупционной направленности — на 3% больше, чем годом ранее, и на 15 % больше, чем в 2019 г. Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил, что «установленный ущерб от коррупционных преступлений в России за год превысил 37 млрд руб. Всего за 2022–2023 годы он составил более 100 млрд рублей». В рейтинге Индекса восприятия коррупции, составляемого международной неправительственной организацией Transparency International, Россия за период с 2012 по 2023 г. стабильно занимает места во второй половине списка — с 133 до 141 места (из 180 государств), что также свидетельствует о высоком уровне коррупции.
В рамках дискуссии об эффективных средствах противодействия коррупции одна группа ученых и практиков предлагает ужесточить уголовную репрессию по образцу Китая, другая полагает, что, напротив, либерализация уголовного закона даст оптимальный результат в борьбе с коррупцией, вместе с тем, проследив эволюцию противодействия коррупционным проявлениям в нашем государстве, можно увидеть, что оба этих подхода уже существовали в российском законодательстве на разных исторических этапах, однако не привели ни к ограничению, ни к искоренению рассматриваемого деструктивного явления.
Современное понимание коррупции выходит за рамки простого должностного злоупотребления или взяточничества, представляя собой сложную многоуровневую проблему, требующую комплексного анализа. Для адекватного осмысления этого феномена необходимо обратиться к различным уровням его определения, начиная с международно-правового и заканчивая доктринальным.
Первый, наиболее формализованный уровень — это международно-правовой, или конвенциальный. Он основывается на дефинициях, заложенных в международных конвенциях и соглашениях, направленных на борьбу с коррупцией. Рассмотрим наиболее значимые международные документы в этой сфере.