Дата публикации: 03.04.2025

Согласительные процедуры Президента РФ в отношениях с субъектами РФ

Аннотация

На современном этапе система государственно-правовых отношений постоянно реформируется. И это связано с оптимизацией разграничения полномочий, преобразованием властной вертикали. В организации данных процессов ключевая роль принадлежит Президенту Российской Федерации, который, обеспечивая единство государственной власти и правопорядка в России, гарантирует единство нормативных основ государственной и общественной жизни как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Президент является организационно-координационным источником власти в деятельности всех ее органов, которых координирует в направлении обеспечения единства нормативных основ. Эффективное обеспечение правопорядка в нашей стране возможно посредством единого функционирования государственной структуры. Задача Президента РФ состоит в обеспечении устойчивости государства, его безопасности, единстве государственной власти, суверенитета, государственной (территориальной) целостности, конституционного правопорядка. В целях реализации указанных задач Президент РФ вправе применять различные согласительные процедуры при возникновении разногласий во взаимоотношениях органов государственной власти, в том числе на уровне субъектов РФ.




В настоящее время ни в науке конституционного права, ни в действующем законодательстве понятие «согласительные процедуры», а тем более применяемые конкретно Президентом РФ, не определено. Поэтому среди исследователей в этой области под согласительными процедурами понимаются различные дефиниции. На наш взгляд, наиболее оптимальное определение данному понятию дано в энциклопедическом словаре — как регламентированной законом совместной деятельности субъектов конституционно-правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной) основе. Если согласительные процедуры не приносят положительный результат, в таком случае могут использоваться другие методы, например, с привлечением третьего лица в роли арбитра (посредника), напрямую не заинтересованного в результатах разрешения конфликта, главной задачей которого является согласование позиций спорящих сторон, в том числе внесение своих собственных предложений по урегулированию возникших разногласий. Таким арбитром может быть глава государства, народ на референдуме, судебные органы согласно их юрисдикции, в конституционных государствах — закон. В нашей стране данными конституционными полномочиями наделен Президент РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации), который вправе применять согласительные процедуры для разрешения спорных ситуаций между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной целью использования согласительной процедуры является достижение согласия (консенсуса) между сторонами, т.е. занятие единой позиции субъектами переговоров. Такая согласительная процедура должна исключать абсолютное доминирование отдельных участников. Если согласительная процедура в качестве первого шага в преодолении конфликта преодолевает его, то впоследствии может не потребоваться использование более сложных мероприятий, таких как судебное разбирательство, привлечение третьей стороны. Разрешение спора с применением согласительных процедур обычно осуществляется проведением переговоров с участниками конфликта либо созданием соответствующей согласительной комиссии. Возможность выбора способа согласительной процедуры, а также ее неформальный характер являются отличительными чертами данного процесса.

Исторически согласительные процедуры впервые нашли применение в международных отношениях между США и Канадой в 1909 г. В современном мире положения о создании согласительных комиссий закреплены во многих договорах и конвенциях. Согласительные процедуры как концепция президент-арбитр впервые появилась во Французской Республике и была закреплена в ее конституции. В других странах, где имеется смешанная республиканская форма правления, также присутствует такая функция у президента, хотя прямо не оговаривается в Основном законе (например, Португалия, Хорватия, Румыния).

Список литературы

1. Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве (общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе) : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.Е. Бобракова. Москва, 2001. 27 с.
2. Быкова Е.А. Согласительные процедуры как особенность полномочий Президента Российской Федерации / Е.А. Быкова // Общество и право. 2011. № 3 (35). С. 87–89.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева [и др.] ; общая редакция Ю.В. Кудрявцев. Москва : Правовая культура, 1996. 552 c.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева [и др.]. Москва : Правовая культура, 1996. 552 с.
5. Конституция Российской Федерации : Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин ; руководитель авторского коллектива С.М. Шахрай. Москва : Большая Российская Энциклопедия, 1995. 416 с.
6. Современные проблемы организации публичной власти : монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. 595 с.
7. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право : учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. Москва : Юринформцентр, 2000. 394 с.
8. Черемушкина Е.А. Согласительные процедуры как способ разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации / Е.А. Черемушкина // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 12. С. 303–309.

Остальные статьи