Дата публикации: 03.04.2025

Об организации дежурств муниципальных служащих: правовой аспект

Аннотация

Одним из инструментов, обеспечивающих полноту и непрерывность муниципального управления, являются дежурства муниципальных служащих. Несмотря на широкое применение общее законодательное регулирование дежурств сегодня отсутствует, что вызывает значительное количество проблем у правоприменителя, негативно сказывается на обеспечении прав и гарантий муниципальных служащих. В статье анализируется состояние нормативного регулирования и правоприменительной практики при организации дежурств, формулируются предложения по их совершенствованию. Делается вывод о необходимости законодательного закрепления понятия, видов дежурств, организации труда при их применении, гарантий служащим в связи с привлечением к дежурствам, в том числе к дежурствам на дому.




Публичное управление, включающее и муниципальное управление, предполагает непрерывность его осуществления. Одним из инструментов обеспечения такой непрерывности выступает организация дежурства в муниципальных органах. Главная цель дежурства — достижение стабильного бесперебойного выполнения органами местного самоуправления возложенных на них задач, в том числе в периоды отдыха основной части занятых в них сотрудников.

Ахиллесовой пятой организации дежурств является почти полное отсутствие их законодательного регулирования. Несмотря на широкое применение дежурств в различных отраслях экономики, Трудовой кодекс Российской Федерации (далее также — ТК РФ) не содержит понятия дежурства и не регламентирует порядок его осуществления, ограничившись единичным упоминанием в ст. 350 о дежурствах на дому медицинского персонала. Отсутствуют правила привлечения к дежурствам и в служебном законодательстве.

До недавнего времени единственным общеприменимым, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности, нормативным актом, регламентирующим дежурства, было малоизвестное Постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. № 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях», применявшееся в части, не противоречащей ТК РФ. В процессе осуществления так называемой регуляторной гильотины в 2021 г. данный акт утратил свое нормативное значение. Несмотря на фрагментарный характер правового регулирования он содержал значимые для организации дежурств положения: об исключительном характере дежурств, их периодичности, необходимости компенсации переработанного в ходе дежурства рабочего времени, недопустимости возложения на дежурных иных обязанностей, кроме организационно-управленческих, и др.

Образовавшийся правовой вакуум пока естественным образом заполняется нормами более низких уровней правового регулирования (отраслевого, регионального, местного, локального). К сожалению, в большинстве своем это регулирование носит отрывочный характер, различным образом определяет цели и способы организации дежурств, порядок его осуществления и компенсации, не всегда адекватно соотносится с нормами действующего трудового законодательства. Возрастающая потребность в использовании названной формы организации рабочего времени в современных условиях актуализирует вопрос о правовой регламентации дежурств в органах публичного управления. Необходимость внесения правовой определенности в регулирование дежурств обусловлена также весьма неоднозначной позицией правоприменительных органов. Так, Роструд в письме от 17 апреля 2008 г. № 911-6-1 указал на допустимость привлечения работников к дежурствам лишь в случаях, прямо установленных законом, что вообще может поставить под сомнение законность привлечения муниципальных служащих к дежурствам ввиду отсутствия в законодательстве соответствующих правил. С нашей точки зрения, отсутствие прямого законодательного установления дежурства муниципальных служащих сегодня не исключает его применения, однако требует от органов местного самоуправления повышенного внимания к регламентации этих отношений, тщательному выбору опосредующих их правовых конструкций.


Остальные статьи