К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
Аннотация
В статье раскрываются полномочия органов местного самоуправления в контексте управления лесными участками, принадлежащими муниципалитету. Автор анализирует нормативные акты, определяющие компетенции местных органов в управлении лесными участками, а также рассматривает практические аспекты реализации этих полномочий. В работе уделяется внимание основным аспектам правового регулирования, полномочий в отношении лесных участков на землях населенных пунктах, а также других, которые размещены на муниципальных территориях.
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 01/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-1-2-6 |
В современном мире сохранение природы и окружающей среды является одной из главных задач человечества. Леса являются важным ресурсом и природным богатством в России. Управление лесами является сложной задачей, которая требует особой государственной политики, координации и сотрудничества различных органов власти. В связи с этим все органы публичной власти, включая и органы местного самоуправления, имеют определенные полномочия в сфере лесных отношений, которые должны реализовываться ими в соответствии с принципами, закрепленными двумя важными документами. А именно Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 г. и Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.
В литературе вопросы этой сферы рассматриваются в рамках полномочий в целом органов публичной власти учеными в сфере экологического права, земельного и лесного дела. Например, часть трудов посвящена анализу разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере лесных отношений, большая часть трудов — исследованию в целом государственного управления лесами. Имеются и труды, в которых рассматриваются вопросы управления лесными участками, ответственности в сфере лесных отношений. Однако мало работ, где конкретно бы изучались полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков.
Деятельность органов местного самоуправления (далее по тексту — ОМСУ) в этой сфере регулируется различными нормами. В первую очередь основной регулятор общественных отношений в этой сфере, конечно же, Лесной кодекс РФ (далее по тексту — ЛК РФ), где закреплены полномочия различных уровней публичной власти. При анализе полномочий ОМСУ необходимо учитывать, что «использование, защита, охрана и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются». Отсюда правовой статус лесов зависит от земель, на которых они произрастают, и поэтому нормы Земельного кодекса РФ (далее по тексту — ЗК РФ) направлены на регулирование лесных отношений. Положения ЗК РФ, регулирующие отношения по использованию земельных участков, применяются к отношениям по использованию лесных участков ввиду того, что последний согласно лесному законодательству определяется как земельный участок (ст. 7 ЛК РФ). Особая роль в регулировании лесных отношений с участием ОМСУ принадлежит и Гражданскому кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, отраслевым законам, а также подзаконным актам.