Дата публикации: 10.04.2025

Приостановление деятельности политических партий в зарубежных странах

Аннотация

В статье рассматриваются основания и порядок приостановления деятельности политических партий в зарубежных странах как одной из мер юридической ответственности. Автор приходит к выводу, что приостановление деятельности политической партии является видом принудительного прекращения ее деятельности, носящим временный характер. Приостановление деятельности влечет ограничение правоспособности политической партии. Приостановление деятельности может осуществляться как по содержательным, так и по формальным основаниям. Также оно способно выступать как средство борьбы с неугодными политическими силами.




Политические партии являются одним из значимых институтов политической системы современного общества, оказывают существенное воздействие на политическую жизнь в стране. Ввиду этого создание, функционирование, прекращение деятельности политических партий подлежит правовой регламентации. За допущенные нарушения законодательства партии подлежат привлечению к юридической ответственности. Применяемые к ним меры зависят от характера допущенных нарушений, тяжести последних. Одной из таких мер является приостановление деятельности.

Целью настоящей статьи является изучение проблематики приостановления деятельности политических партий в зарубежных странах.

Проблемы приостановления деятельности политических партий в зарубежных странах рассматривались в работах Ю.А. Юдина, А.В. Сивопляса, Е.Я. Павлова, А. Вашкевича и др.

Прекращение деятельности политической партии может носить добровольный и принудительный характер, являться временным либо окончательным. Принудительное прекращение деятельности политической партии выражается в ее принудительной ликвидации либо приостановлении деятельности. В первом случае прекращение деятельности является окончательным, во втором — временным. Во втором случае деятельность партии приостанавливается, как правило, на срок, в течение которого она должна устранить выявленные нарушения.

Приостановление деятельности политической партии Ю.А. Юдин рассматривает как временную меру, применяемую к партии «в качестве санкции за нарушение определенных правовых предписаний», при этом полагая, что приостановление деятельности партии в условиях чрезвычайного положения носит иной характер.

Список литературы

1. Вашкевич А. Правовое регулирование статуса политических партий в Республике Беларусь (1906–2005) / А. Вашкевич // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 4 (53). С. 57–65.
2. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных странах : монография / Ю.И. Лейбо, И.А. Ракитская, Е.Я. Павлов [и др.] ; ответственный редактор Т.О. Кузнецова. Москва : МГИМО-Университет, 2021. 219 с.
3. Палюлин А.Ю. Опыт идеологических запретов в партийных системах Запада как правовой фактор обеспечения национального суверенитета / А.Ю. Палюлин // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы : материалы XXIV Международной научно-практ
4. Сивопляс А.В. Зарубежный опыт нормативного закрепления мер юридической ответственности политических партий / А.В. Сивопляс // Пермский юридический альманах. 2018. № 1. С. 104–110.
5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / Ю.А. Юдин. Москва : Форум — Инфра-М, 1998. 285 с.

Остальные статьи