Дата публикации: 10.04.2025

К вопросу о формировании понятия «цифровой суверенитет»

Аннотация

В статье рассматривается понятие «цифровой суверенитет», необходимость обеспечения которого напрямую связана с угрозой способности государства самостоятельно регулировать и контролировать цифровые технологии, действовать независимо от влиятельных частных игроков в цифровом поле. Автор указывает на то, что цифровые сети стали мощным инструментом власти (хотя когда-то именно ее отсутствие стало главным аргументом в пользу их распространения), которая оказалась сосредоточена в руках не государств, а крупных цифровых корпораций. В заключение обосновывается необходимость законодательного закрепления определения понятия «цифровой суверенитет», указываются ключевые аспекты его содержания.




Территория является исторической основой суверенитета, которая привела к созданию пространства, обеспечивающего легитимацию в пределах ограниченной геополитической зоны осуществления власти суверенного государства. Появление Интернета разрушило географические границы, искусственно установленные государствами, создав цифровое, или «киберпространство» (приставка «кибер», англ. cyber, стала повсеместно использоваться для установления связи какого-либо явления с цифровыми технологиями, интернет-сетями, например кибератаки, киберпреступления и т.д.).

На фоне этого человечество стало зависимым от компаний, которые контролируют применение технологий в различных сферах (средства массовой информации и коммуникации, социальные сети, мессенджеры, торговля, государственные услуги, правосудие и т.д.), и эта тенденция усиливается, особенно с развитием искусственного интеллекта, выводя на первое место технические стандарты и правила, а не правовые.

Однако идеи о том, что суверенитет государства заканчивается там, где начинается цифровое пространство, оказались совершенно несостоятельными. Киберпространство не может быть свободно от права, а обеспечение «цифрового суверенитета» означает распространение на него действия верховенства права конкретного государства.

Цифровой суверенитет принадлежит государству, это опирается, в том числе, на суждение о том, что, исходя из содержания понятия «суверенитет» как исключительно правовой категории, использование различных словосочетаний некорректно. Однако, поскольку инструменты суверенитета становятся неотделимыми от цифровых технологий, в настоящее время любому государству требуется расширение своих регулирующих полномочий над ними, уважение его авторитета. Поэтому острым является вопрос о цифровом суверенитете государства, его определении и способах защиты.

Первоначально понятие «цифровой суверенитет» имело недемократическую окраску, так как его связывали только с желанием ряда государств (например, Китая) контролировать интернет-ресурсы и их использование внутри своих границ. На международном уровне обеспокоенность некоторых государств вопросом контроля над интернет-ресурсами, желающих ограничить американскую гегемонию в управлении сетью (например, монополию в присвоении доменных имен и чисел США имеет еще с 1998 г.), возникла практически с момента их появления.

Список литературы

1. Володенков С.В. Феномен цифрового суверенитета современного государства в условиях глобальных технологических трансформаций: содержание и особенности / С.В. Володенков // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 4. С. 3–11.
2. Жарова А.К. Обеспечение информационного суверенитета Российской Федерации / А.К. Жарова // Юрист. 2021. № 11. С. 28–33.
3. Лексин И.В. Территория как публично-правовая категория: понятие и логическая связь с государством / И.В. Лексин // Академический юридический журнал. 2023. Т. 24. № 4 (94). С. 457–470.
4. Романовский Г.Б. О цифровом суверенитете / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 9. С. 25–31.
5. Степанов П.В. Подходы к пониманию цифрового суверенитета России / П.В. Степанов // Журнал российского права. 2024. Т. 28. № 4. С. 37–51.
6. Трунцевский Ю.В. БРИКС: киберпространство — новая правовая категория / Ю.В. Трунцевский // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 1. С. 167–171.
7. Чистякова О.В. Интеграция науки, образования и бизнеса для обеспечения технологического суверенитета России / О.В. Чистякова // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15. № 3. С. 1001–1014.
8. Davis, F. Perquisitionner les nuages — CLOUD Act, souveraineté européenne et accès à la preuve dans l'espace pénal numérique / F. Davis, C. Gunka // Revue critique de droit international privé. 2021. Vol. 1. Iss. 1. P. 43–66.
9. Trudel, P. Renforcer la protection de la vie privée dans l'état en réseau: l'aire de partage de données personnelles / P. Trudel // Revue française d'administration publique. 2004. Vol. 110. Iss. 2. P. 257–266.
10. Türk, P. Définition et enjeux de la souveraineté numérique / P. Türk // Cahiers français. 2020. Vol. 415. Iss. 2. P. 18–28.

Остальные статьи