Дата публикации: 10.04.2025

Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного социологического исследования особенностей малого предпринимательства в Забайкальском крае, а также проблем его правового регулирования. Анализ полученных данных позволил выявить доминирующие особенности предпринимательской деятельности в Забайкальском крае, наметить ее точки роста, предложить меры по повышению эффективности правовой административно-государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.




Предпринимательская деятельность на современном этапе весьма динамична, меняются бизнес-мышление и бизнес-идеи, связанные с выбором сферы и вида предпринимательской деятельности. Все большая роль в организации и управлении бизнес-процессами отводится интернет-ресурсам и интернет-платформам. Появляются новые виды предпринимательской деятельности (компьютерные, нанотехнологии, интернет-торговля и др.), требующие своевременной корректировки механизмов правового регулирования предпринимательства. В настоящее время российский бизнес живет и развивается в режиме многочисленных санкций со стороны недружественных государств, а также со стороны традиционных позитивных иностранных партнеров, которые в силу политической зависимости вынуждены снижать бизнес-активность в России.

В сложившейся бизнес-политической реальности на федеральном и региональном уровнях предлагаются многочисленные программы (механизмы) поддержки экономики и в первую очередь малого и среднего предпринимательства. Показателем позитивного эффекта принятых административно-правовых мер можно считать тот факт, что за последние пять лет в Забайкальском крае количество субъектов малого и среднего предпринимательства (MCП), с учетом самозанятых, выросло на 36,8 тыс. единиц и на 1 января 2024 г. составило 62,9 тыс. единиц. Темп роста субъектов MCП за 5 лет составил 107,7%.

Объектом исследования являются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных образований Забайкальского края.

Цель исследования — выявление особенностей и проблем правовой поддержки предпринимательской деятельности в Забайкальском крае посредством метода социологического анализа. Социологические исследования в настоящее время являются признанным научным методом изучения общественно-политических проблем. Преимущества социологического метода состоят в том, что полученные результаты — это не только анализ того, что уже есть, но и того, что необходимо.

Перманентное обновление действующего законодательства и, как следствие, связанные с ним социально-экономические преобразования в той или иной сфере жизнедеятельности общества требуют оперативного получения информации о ходе преобразований и их результатах. В такой ситуации практическая социология часто является незаменимым инструментом получения необходимых сведений, которые другими методами получить практически невозможно.

Список литературы

1. Абрамов В.Ю. Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности : практическое пособие / В.Ю. Абрамов, Ю.В. Абрамов. Москва : Юстицинформ, 2023. 319 с.
2. Коваленко Е.А. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: результаты и перспективы развития / Е.А. Коваленко // Управление организационно-экономическими системами : материалы научно
3. Подопригора И.В. Классификация проблем развития предпринимательской деятельности в России / И.В. Подопригора, П.В. Мурашкина // Журнал прикладных исследований. 2022. № 11. С. 298–302.
4. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование : учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. 2-е изд., стер. Москва : Флинта, 2014. 250 с.

Остальные статьи