Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
Аннотация
В статье представлены результаты пилотажного социологического исследования особенностей малого предпринимательства в Забайкальском крае, а также проблем его правового регулирования. Анализ полученных данных позволил выявить доминирующие особенности предпринимательской деятельности в Забайкальском крае, наметить ее точки роста, предложить меры по повышению эффективности правовой административно-государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2025 |
Страницы | 24-29 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-4-24-29 |
Предпринимательская деятельность на современном этапе весьма динамична, меняются бизнес-мышление и бизнес-идеи, связанные с выбором сферы и вида предпринимательской деятельности. Все большая роль в организации и управлении бизнес-процессами отводится интернет-ресурсам и интернет-платформам. Появляются новые виды предпринимательской деятельности (компьютерные, нанотехнологии, интернет-торговля и др.), требующие своевременной корректировки механизмов правового регулирования предпринимательства. В настоящее время российский бизнес живет и развивается в режиме многочисленных санкций со стороны недружественных государств, а также со стороны традиционных позитивных иностранных партнеров, которые в силу политической зависимости вынуждены снижать бизнес-активность в России.
В сложившейся бизнес-политической реальности на федеральном и региональном уровнях предлагаются многочисленные программы (механизмы) поддержки экономики и в первую очередь малого и среднего предпринимательства. Показателем позитивного эффекта принятых административно-правовых мер можно считать тот факт, что за последние пять лет в Забайкальском крае количество субъектов малого и среднего предпринимательства (MCП), с учетом самозанятых, выросло на 36,8 тыс. единиц и на 1 января 2024 г. составило 62,9 тыс. единиц. Темп роста субъектов MCП за 5 лет составил 107,7%.
Объектом исследования являются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных образований Забайкальского края.
Цель исследования — выявление особенностей и проблем правовой поддержки предпринимательской деятельности в Забайкальском крае посредством метода социологического анализа. Социологические исследования в настоящее время являются признанным научным методом изучения общественно-политических проблем. Преимущества социологического метода состоят в том, что полученные результаты — это не только анализ того, что уже есть, но и того, что необходимо.
Перманентное обновление действующего законодательства и, как следствие, связанные с ним социально-экономические преобразования в той или иной сфере жизнедеятельности общества требуют оперативного получения информации о ходе преобразований и их результатах. В такой ситуации практическая социология часто является незаменимым инструментом получения необходимых сведений, которые другими методами получить практически невозможно.