Особенности и механизмы межведомственного взаимодействия в области научно-технологического развития Российской Федерации
Аннотация
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что в современных российских условиях прослеживается довольно сильная неоднородность в вопросах межведомственного взаимодействия ключевых акторов, ответственных за реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, а также важнейших инновационных проектов государственного значения. На протяжении продолжительного периода времени государственная научно-техническая политика остается децентрализованной и реализуется автономно отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и иными крупными субъектами стратегического управления. В рамках исследования автором были рассмотрены ключевые модели межведомственного взаимодействия при реализации крупных научно-технологических и инновационных проектов, проведен их сравнительный анализ. Сделан вывод, что выбор модели межведомственного взаимодействия зависит в первую очередь от той сферы (или отрасли), в рамках которой происходит реализация научно-технического или инновационного проекта государственного значения. Особый акцент сделан на том, что для обеспечения конкурентоспособности отечественной науки необходимо прорабатывать новые механизмы взаимодействия отраслевых органов власти, государственных корпораций и предприятий с подведомственными Минобрнауки России научными организациями и вузами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-4-19-23 |
Межведомственное взаимодействие является одним из важнейших условий слаженной работы всех компонентов системы стратегирования и ее нормативно-правового закрепления. В Российской Федерации наблюдается довольно сильная неоднородность в вопросах межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), надведомственных структур, государственных корпораций, учреждений системы высшего образования, науки и технологий, а также иных органов и организаций в части реализации крупных научно-исследовательских проектов с участием государства, государственных программ в области научно-технологического развития, а также важнейших инновационных проектов государственного значения.
Под межведомственным взаимодействием в рамках настоящего исследования понимаются «совместные согласованные действия (решения) уполномоченных субъектов (участников) данного процесса по вопросам организации и реализации крупных научно-исследовательских проектов».
В текущей структуре исполнительной власти целесообразно рассматривать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) как центр концентрации знаний и системного понимания ведомственного и корпоративного спроса на результаты НИОКР. Однако на практике по линии НИОКР горизонтальное межведомственное взаимодействие Минобрнауки России с отраслевыми ФОИВ и государственными корпорациями системно не выстроено в силу комплекса причин, в том числе нормативно-правового характера.
Ключевая причина указанных проблем дезорганизации государственной научно-технической политики состоит в отсутствии центра сосредоточения спроса на результаты НИР со стороны отраслевых ФОИВ, государственных корпораций и их предприятий. Риски использования зарубежных технологий, политика импортозамещения свидетельствуют о том, что такой спрос имеется и он достаточно велик.
В настоящее время можно отметить существование на практике нескольких моделей межведомственного взаимодействия при реализации крупных научно-технологических и инновационных проектов.