Дата публикации: 10.04.2025

Особенности и механизмы межведомственного взаимодействия в области научно-технологического развития Российской Федерации

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что в современных российских условиях прослеживается довольно сильная неоднородность в вопросах межведомственного взаимодействия ключевых акторов, ответственных за реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, а также важнейших инновационных проектов государственного значения. На протяжении продолжительного периода времени государственная научно-техническая политика остается децентрализованной и реализуется автономно отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и иными крупными субъектами стратегического управления. В рамках исследования автором были рассмотрены ключевые модели межведомственного взаимодействия при реализации крупных научно-технологических и инновационных проектов, проведен их сравнительный анализ. Сделан вывод, что выбор модели межведомственного взаимодействия зависит в первую очередь от той сферы (или отрасли), в рамках которой происходит реализация научно-технического или инновационного проекта государственного значения. Особый акцент сделан на том, что для обеспечения конкурентоспособности отечественной науки необходимо прорабатывать новые механизмы взаимодействия отраслевых органов власти, государственных корпораций и предприятий с подведомственными Минобрнауки России научными организациями и вузами.




Межведомственное взаимодействие является одним из важнейших условий слаженной работы всех компонентов системы стратегирования и ее нормативно-правового закрепления. В Российской Федерации наблюдается довольно сильная неоднородность в вопросах межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), надведомственных структур, государственных корпораций, учреждений системы высшего образования, науки и технологий, а также иных органов и организаций в части реализации крупных научно-исследовательских проектов с участием государства, государственных программ в области научно-технологического развития, а также важнейших инновационных проектов государственного значения.

Под межведомственным взаимодействием в рамках настоящего исследования понимаются «совместные согласованные действия (решения) уполномоченных субъектов (участников) данного процесса по вопросам организации и реализации крупных научно-исследовательских проектов».

В текущей структуре исполнительной власти целесообразно рассматривать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) как центр концентрации знаний и системного понимания ведомственного и корпоративного спроса на результаты НИОКР. Однако на практике по линии НИОКР горизонтальное межведомственное взаимодействие Минобрнауки России с отраслевыми ФОИВ и государственными корпорациями системно не выстроено в силу комплекса причин, в том числе нормативно-правового характера.

Ключевая причина указанных проблем дезорганизации государственной научно-технической политики состоит в отсутствии центра сосредоточения спроса на результаты НИР со стороны отраслевых ФОИВ, государственных корпораций и их предприятий. Риски использования зарубежных технологий, политика импортозамещения свидетельствуют о том, что такой спрос имеется и он достаточно велик.

В настоящее время можно отметить существование на практике нескольких моделей межведомственного взаимодействия при реализации крупных научно-технологических и инновационных проектов.

Список литературы

1. Еремин В.В. Влияние стандартизации проектного управления на эффективность реализации национальных программ / В.В. Еремин, Н.В. Кузнецов, Т.К. Чернышева // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7 (161). С. 59–67.
2. Еремин Д.П. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия как фактор устойчивого развития промышленности / Д.П. Еремин, В.В. Морокишко, А.А. Волосатова // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4 (56). С. 91–94.
3. Крупнов Ю.А. Технологический суверенитет и диффузия технологий / Ю.А. Крупнов, С.Н. Сильвестров // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 2. С. 31–48. DOI: 10.52180/2073-6487_2024_2_31_48
4. Линевич Я.В. Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов / Я.В. Линевич // Закон и право. 2022. № 6. С. 159–161. DOI: 10.24412/2073-3313-2022-6-159-161
5. Побываев С.А. Институты развития, их эффективность и перспективы / С.А. Побываев // Микроэкономика. 2024. № 4. С. 18–26. DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.18-26
6. Рзаев Р.Г. Особенности государственного управления наукой и научно-технической деятельностью в Российской Федерации / Р.Г. Рзаев // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 1 (52). С. 670–678.
7. Семенов Е.В. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: качество документа / Е.В. Семенов // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6. № 3. С. 53–62. DOI: 10.19181/smtp.2024.6.3.5
8. Черных С.И. Государственное управление российской наукой в условиях больших вызовов / С.И. Черных // Инновации. 2020. № 2 (256). С. 29–36.

Остальные статьи