Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
Аннотация
Статья посвящена чрезвычайным обстоятельствам как угрозам различных видов безопасности и мерам их предотвращения. Автор раскрывает правовое регулирование и практику предупреждения, предотвращения и борьбы с последствиями опасных природных явлений, таких как наводнения, паводки, пожары, а также приводит их основные направления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-4-14-18 |
Чрезвычайные обстоятельства и меры их предотвращения занимают умы ученых-юристов неслучайно. Опасные природные явления угрожают своими последствиями различным частным и публичным интересам, нарушая устоявшийся порядок функционирования всех общественных институтов. В научной литературе растет интерес к мерам предупреждения и противодействия им, что подчеркивает повышение их социальной значимости и разрастание масштабов негативных последствий.
В соответствии с п. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследствие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний. Данные угрозы изложены в разделе, посвященном государственной и общественной безопасности. Кроме того, такие угрозы изложены при оценке текущего состояния экологической безопасности (указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»), а также в качестве основных источников угроз общественной безопасности (Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685).
Как угрозы безопасности личности, наводнения, пожары, землетрясения, эпидемии и т.п. признаны уважительными причинами, а именно объективными обстоятельствами, препятствующими совершению заявителем процессуальных действий и защите им своих гражданских, трудовых, социальных и иных прав и законных интересов (определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2024 г. № 41-КГ23-83-К4, от 5 сентября 2023 г. № 18-КГ23-100-К4, от 29 августа 2023 г. № 5-КГ23-81-К2, от 20 июня 2023 г. № 78-КГ23-13-К3, от 12 декабря 2022 г. № 41-КГ22-35-К4, от 8 ноября 2022 г. № 4-КГ22-43-К1, от 21 декабря 2021 г. № 14-КГ21-25-К1, от 6 сентября 2021 г. № 96-КГ21-12-К7 и др.). Согласно постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2023 г. № 82-АД23-1-К7 для применения положений ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящих к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном проступке, действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости (п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), судам следует установить, действовал ли нарушитель в целях предотвращения опасности, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. Данные позиции имеют важное значение для понимания угроз безопасности личности, возможности реализации и защиты гражданских и гражданских процессуальных прав и интересов, а также применения положений о крайней необходимости в производстве по делам об административных правонарушениях. Чрезвычайные обстоятельства являются угрозами безопасности личности, непосредственно влияющими на все группы ее прав, свобод и законных интересов, а также угрозами общественной, государственной, экологической безопасности.