К вопросу о понятии суверенитета и его трансформации в новых реалиях
Аннотация
Категория суверенитета, являющаяся одной из ключевых в общеправовой и конституционной теории, под воздействием конфликтных тенденций соотношения глобализации и локализации оказывается под угрозой утраты концептуальной определенности. Если в глобалистской перспективе ценность суверенной государственности оспаривается и отбрасывается, то в условиях национальной правовой среды осуществляемая рефлекторно предметно-отраслевая (видовая) дифференциация суверенитета ведет не к умножению, а к его дроблению, концептуальному параллелизму, создает риски возникновения множественности «суверенов». С опорой на юридическое наследие в статье обосновывается, что отечественная юридическая наука во всех отраслевых компонентах должна формировать и обеспечивать плодотворное внедрение единства философии и правопонимания суверенитета, не умножать сущности, а выявлять глубину его содержания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 04/2025 |
Страницы | 3-8 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-4-3-8 |
Современный этап конституционно-правового развития российской государственности, связанный с осмыслением и отстаиванием ее цивилизационной идентичности, формированием адекватных социокультурным традициям и перспективным национальным задачам институтов политико-правовой организации общества, выдвигает на передний план в юридической науке и практике категорию суверенитета. Именно в этой категории, имеющей исходное, отправное значение для установления, обустройства и целостности государственно-правовой системы, получают, пожалуй, наиболее емкое, концентрированное выражение проблемы идентификации и характеристики сути, назначения государства как в его соотношении с обществом и личностью в определенном национальном контексте, так и в системе международных отношений.
Глобализация при всем многообразии аспектов развернулась как процесс, противопоставленный национальной государственности. Подчеркивая, что все функции государства — от создания законов до управления и права принимать решения — основываются в конечном счете на праве государства быть высшей принуждающей силой, И.А. Исаев обращает внимание на изменения в характере, формах проявления и содержании властвования, которое отходит от прямолинейного принудительного воздействия, насилия, становится во многих случаях анонимным (деперсонифицированным), приобретает способность проникать сквозь территориальные границы через разнообразие новых видов проявления господства и могущества, что в целом ведет к фактическому размыванию ценностного и институционального значения суверенитета. Вместе с тем в совокупности мировых кризисов, случившихся в последние десятилетия, просматривается и иная, не вписывающаяся в ценностно-целевые установки глобализации тенденция, образно охарактеризованная В.Д. Зорькиным как «возвращение назад к государству».
В условиях этих процессов, которые сыграли свою роль в развернувшемся геополитическом противоборстве, обнажившем непримиримые противоречия в понимании и признании исторических, культурных, цивилизационных предпосылок, а также сакральной, экзистенциальной ценности институтов государственности, обращение к проблемам суверенитета в отечественном праве связано не только с объективными практическими нуждами в обеспечении конституционной безопасности, но и с более глубокой, стратегической потребностью держаться суверенитета как твердого, определенного основания и гарантии легитимного социально-правового порядка, основанного на идеях конституционализма.
Разъясняя ценностный и социологический смысл суверенитета в основаниях конституционного права, Б.С. Эбзеев подчеркивает, что в силу суверенности российское государство является не просто объединением людей для достижения определенных целей, а высшей формой объединения народа, носителем социального порядка, в котором протекает общая жизнь граждан. Речь идет о правовом порядке, достигнутом в преемственном развитии поколений, и, соответственно, о конституционной жизни.