Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела в условиях административной реформы. Автор подчеркивает значимость профилактической составляющей управленческого воздействия и указывает на противоречия в судебной практике, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушения таможенных правил. Особое внимание уделяется анализу изменений в законодательстве и их влиянию на правоприменительную практику таможенных органов, а также необходимости учета административно-правового статуса лиц при назначении наказаний.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 01/2025 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-1-31-34 |
«В условиях административной реформы, одним из этапов которой является реформирование контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, привлечение к административной ответственности приобретает относительно новый смысл, наполняется иным содержанием. Вектор развития юрисдикционной деятельности государственных органов, основой которой является производство по делам об административных правонарушениях, сегодня обусловлен усилением профилактической составляющей управленческого воздействия в определенной сфере. Напряженная международная ситуация, экономические кризисы, санкционный режим в межгосударственных отношениях усиливают роль юрисдикционной деятельности таможенных органов. Производство по делам о нарушениях таможенных правил, процедуры привлечения лиц к административной ответственности в таможенной сфере играют обеспечительную роль применительно к контрольно-надзорной деятельности таможенных органов. Реформирование системы государственного контроля и надзора, относящегося к компетенции таможенных органов, безусловно, накладывает отпечаток на правоприменительную практику таможенных органов по выявлению, пресечению и рассмотрению административных правонарушений в области таможенного дела».
Один из актуальных вопросов, который встречается в правоприменительной практике, – вопрос привлечения к административной ответственности за сообщение таможенному органу перевозчиками, при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, недостоверных сведений о маркировке грузов, количестве грузовых мест, о весе или объеме товаров, их наименовании.
В ст. 89 ТК ЕАЭС сказано, что перевозчик обязан сообщить таможенному органу сведения о количестве мест по каждой грузовой накладной, номерах грузовых накладных, видах ввозимых товаров, а также иные сведения. Напротив, в воздушном кодексе РФ, который регулируют правила заключения договоров воздушной перевозки, не устанавливается обязанности перевозчиков лично, а не через своих агентов, проверять сведения о грузах, принимаемых к перевозке.
В настоящее время судебная практика по делам об административных правонарушениях данной категории весьма противоречива. Одни суды ссылаются на отсутствие у перевозчика вины и прекращают дела об административных правонарушениях, другие суды, напротив, согласны с мнением таможенных органов, что перевозчик должен знать, что он принял к перевозке, и сообщить о ввозимых товарах таможенному органу.
Ввиду таких несоответствий международно-правовых актов и российского законодательства у некоторых перевозчиков появляется возможность быть почти безнаказанными за ввоз определенных грузов на территорию РФ. Возможно, если бы в нормах, регулирующих данное правонарушение, имелись бы конкретные указания в виде подпунктов, официальных комментариев, касающихся лиц, обязанных сообщать о перевозимых грузах, то данной проблемы не было бы.