Дата публикации: 03.04.2025

Особенности административно-правовой защиты интеллектуальных прав таможенными органами

Аннотация

В данной статье автор исследует текущие особенности административно-правовой защиты интеллектуальных прав таможенными органами при перемещении через границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Автор исследует механизм защиты интересов правообладателей таможенными органами. Методологической основой данного исследования являются общенаучные методы исследования: исторический, статистический, сравнительно-правовой и другие. Автор обосновывает необходимость видоизменения формы заявки на государственную регистрацию товарного знака. В статье рассматриваются некоторые аспекты действующей в России концепции параллельного импорта. Автор анализирует некоторые особенности таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Результаты данного исследования могут послужить основой для последующей законотворческой деятельности, а также могут быть применены в качестве возможной меры совершенствования действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.




Понятие «интеллектуальных прав» содержится в ст. 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), из содержания которой следует, что к данной категории относятся личные неимущественные, исключительные и иные права (например, право доступа, право следования и другие), принадлежащие правообладателям.

Согласно гражданскому законодательству нарушения интеллектуальных прав подлежат рассмотрению в судебном порядке, однако анализ последних экономических тенденций внутри нашего государства позволяет сделать предположение о том, что в ближайшее время может возрасти спрос правообладателей на защиту интеллектуальных прав в административном порядке. Это обусловлено тем, что на фоне развития технологий, способствующих увеличению выпуска новых товаров, диверсификации российского экспорта, а также появления новых рынков сбыта и транспортных логистических цепочек, различные компании рассматривают возможность выйти на международный рынок с целью налаживания поставок своей продукции за рубеж. В настоящее время наиболее эффективным способом защиты интеллектуальных прав при перемещении через границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, служит включение правообладателями результатов своей интеллектуальной деятельности (далее – РИД) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Следует отметить, что развитие данного механизма пришлось на 90-е годы двадцатого столетия; в штатном режиме механизм начал функционировать в 2003 г. Инициатива создания механизма защиты интеллектуальных прав фактически исходила от наиболее активных на тот момент времени правообладателей, которые столкнулись с огромным потоком ввоза на внутренний рынок зарубежной контрафактной продукции. Так, в число главных инициаторов входили: АО «Кондитерский Концерн Бабаевский», АО «Невская косметика», АО «Руст Инк.» и др. Однако расширение ассортимента товаров, перемещаемых через таможенные границы, а также развитие способов трансграничного перемещения вызвало необходимость постоянного совершенствования инструментов таможенного контроля. Важную роль в процессе создания и внедрения механизма административной защиты интеллектуальных прав таможенными органами сыграло наделение должностных лиц Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России правом возбуждать дела об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.

Существует особый механизм защиты интеллектуальных прав в административном порядке, применение которого доступно исключительно ФТС России, а именно: приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в случае обнаружения на продукции признаков контрафактного копирования. При этом товары должны представлять собой зарегистрированные и охраняемые на территории России объекты интеллектуальной собственности. В настоящее время таможенные органы Российской Федерации зачастую неспособны выявить нарушения изобретательских прав, что обусловлено трудностями, сопряженными с доказыванием факта самого нарушения, а также отсутствием возможности у правообладателей вносить в ТРОИС объекты промышленной собственности.

Отметим, что ТРОИС представляет собой некую информационную систему, подконтрольную ФТС. В данный реестр вносятся объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товара и географические указания.

Перейдем к средствам индивидуализации товаров, работ, услуг, за нарушение правил использования которых ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

Список литературы

1. Агамагомедова С.А. Административный механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами : монография / С.А. Агамагомедова. Москва : Издательство Российской таможенной академии, 2012. 184 с.
2. Агамагомедова С.А. Приостановление выпуска товаров таможенными органами как мера защиты прав на объекты интеллектуальной собственности / С.А. Агамагомедова // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 4. С. 37–41.
3. Агамагомедова С.А. Эволюция таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: административно-правовой аспект / С.А. Агамагомедова // Таможенное дело. 2020. № 2. С. 3–7.
4. Конорев В.Д. Проблема правового обеспечения интеллектуального суверенитета России / В.Д. Конорев // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы : материалы XXIV Международной научно-практической конференции и XXIV Международной научно

Остальные статьи