Особенности механизма реализации цифровых прав человека
Аннотация
В статье рассматриваются особенности механизма реализации цифровых прав человека. Автором исследованы содержание, гарантии реализации цифровых прав. Отмечается, что, с одной стороны, цифровые права являются самостоятельной группой прав, с другой, гарантией реализации, например, права избирать и быть избранным. Особый акцент автор делает на необходимости повышения ответственности бизнеса в области цифровых прав.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 01/2025 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2025-1-29-32 |
Цифровые технологии сегодня применяются во всех сферах социальной жизни, что требует от права своевременного и адекватного ответа. В науке конституционного права вводятся понятия «цифровые права человека», «права человека в сети Интернет», «Интернет права», «информационные права». Исследуются их юридическое содержание, гарантии реализации, основания и пределы ограничения.
При этом в доктрине отсутствует единое понимание природы цифровых прав. Так, одни ученые определяют их в качестве «традиционных», указывая только на особый способ реализации – посредством цифровых технологий. Например, Н.В. Варламова пишет прямо: «цифровизация социальной жизни не приводит к появлению принципиально новых прав человека». Схожей позиции придерживается В.Д. Зорькин, одновременно указывая на особый механизм реализации прав человека в сети Интернет.
Другие авторы выделяют цифровые права в отдельную группу, мотивируя свой тезис тем, что они «обладают специфическими детерминантами, придающими им характер sui generis (единственных в своем роде)». Мы склонны разделить данную позицию. В статье под цифровыми правами будем понимать группу прав человека, которые обладают следующими отличительными признаками: (1) их реализация невозможна без использования цифровых технологий, (2) цифровые права ограничены цифровым пространством, (3) объектом цифровых прав является информация.
К цифровым правам в литературе относят: право на доступ к Интернету, право быть забытым, защиту персональных данных, право быть офлайн (право на отключение), право начать все с чистого «цифрового листа», право на безопасную цифровую среду.
Цифровые права получили легальное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 141.1). Согласимся с М.А. Рожковой, что термин «цифровые права» в данном случае необходимо рассматривать в качестве отраслевого. В пояснительной записке к законопроекту № 424632-7 специально подчеркивалось: «проект вводит в гражданское законодательство базовое понятие «цифровое право» (вместо термина «токен», который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности, предлагается отвечающее традициям российского права понятие «цифровое право»).