Женщины-каторжанки в Бутырской тюрьме (по воспоминаниям З.В. Клапиной)
Аннотация
В статье анализируются воспоминания политической заключенной З.В. Клапиной о Бутырской тюрьме, где она провела шесть недель в 1908 г. Характеризуется содержание женщин в Бутырской тюрьме, их отношения с тюремными служащими, поведение, включая голодовки.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 04/2025 |
Страницы | 24-31 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-4-24-31 |
Название Бутырской тюрьмы (ранее – Бутырский тюремный замок, сейчас – ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве) находится постоянно на слуху. Однако внимание к ней в основном проявляется не с позиций исторической или историко-правовой науки (и науки вообще), а как к некоему социально-культурному феномену, интересующему больше журналистов, писателей разного уровня, общественно-политических деятелей и простого обывателя. Монографических исследований, посвященных Бутырской тюрьме, до сих пор не было. Даже крупнейший специалист по истории российских тюрем – М.Н. Гернет – в своем фундаментальном пятитомнике «История царской тюрьмы» практически не отводит ей места. Из научно-популярных, публицистических работ можно выделить лишь книгу Е. Рожаевой «Бутырка», вышедшую в издательстве «Эксмо» в 2008 г. Но даже на научном уровне Бутырская тюрьма, наряду с Таганской тюрьмой, рассматривается в качестве «легендарной», а не серьезного объекта научного исследования.
Полагаем, что комплексное изучение истории Бутырской тюрьмы предполагает использование разных видов опубликованных и неопубликованных (хранящихся в архивах) исторических источников: нормативных правовых актов, материалов официальной тюремной статистики, различных делопроизводственных документов (личные дела работников и заключенных, хозяйственная документация и многие другие) и, наконец, документов личного происхождения. Под последними принято понимать письма (эпистолярные источники), дневники и различного рода воспоминания (мемуары).
Специфической характеристикой документов личного происхождения уже в силу их сущности является чрезвычайный субъективизм. Несмотря на это, они обладают значительной научной ценностью, поскольку в них излагается личный опыт автора произведения, его оценочные суждения и, что более важно, содержатся фактические материалы, которые отсутствуют в официальных источниках.
Все сказанное выше относится и к документам личного происхождения тех, кто побывал в заключении в Бутырской тюрьме. Далее мы проанализируем небольшой по объему, но весьма интересный по содержанию исторический источник – воспоминания З.В. Клапиной о ее пребывании в Бутырской тюрьме в 1908 г. Несмотря на то, что воспоминания З.В. Клапиной под названием «Женщины-каторжанки в Бутырках» были опубликованы в 1922 г. журнале «Каторга и ссылка», в научном обороте они практически отсутствуют.
Зинаида Васильевна Клапина (1885 – ?, но не ранее 1922) была волне типичным представителем женского революционного поколения начала ХХ в. Родилась в Вязьме Смоленской губернии в семье приказчика, окончила гимназию, начала посещать историко-философские курсы, но не окончила их. Затем увлекалась революционными идеями, стала членом партии социалистов-революционеров. С 1905 г. в двадцатилетнем возрасте начала вести революционную деятельность (как агитационного, так и террористического характера), «гастролировала» по стране (как минимум, Москва, Севастополь, Санкт-Петербург). В 1907 г. была арестована в Санкт-Петербурге за покушение на военного министра А.Ф. Редигера (занимал эту должность в 1905–1909 гг.) и приговорена военно-окружным судом к десяти годам каторги. Сначала несколько месяцев сидела в Петропавловской крепости, потом была переведена в Бутырскую тюрьму, где тоже содержалась недолго (как раз об этом периоде З.В. Клапина и оставила воспоминания). После Бутырской тюрьмы революционерка оказалась в Новинской тюрьме, откуда в конце июня 1909 г. вместе с еще несколькими заключенными совершила удачный побег и эмигрировала за границу, жила во Франции и Италии, а вернулась в Россию уже после Октябрьской революции 1917 г.