Принципы и модели организации пенсионной системы государства
Аннотация
В данной работе автор рассмотрел и показал тождественность финансовой организации страховой пенсионной системы и одного из вариантов пенсионной системы, финансируемой из бюджета государства. Предложено и аргументировано усиление социальной роли государства и подготовка к массовой роботизации и использованию ИИ путем перехода к финансированию пенсий за счет общих доходов федерального бюджета.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2025 |
Страницы | 23-33 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2025-1-23-33 |
Пенсионная система (ПС) Российской Федерации после разрушения СССР строилась на страховых принципах, чему всячески содействовали наши тогдашние западные партнеры. Открытого обсуждения вариантов построения пенсионной системы страны фактически не было, поскольку главной задачей момента и центром внимания было сохранение уровня материального обеспечения пенсионеров в условиях высокой инфляции, бартера, неплатежей предприятий, выдачи предприятиями своим сотрудникам заработной платы производимыми товарами и прочих признаков финансовой и хозяйственной хаотизации. Принимаемые тогда решения были направлены главным образом на финансовое обеспечение выплаты пенсий. Поскольку государственные финансы РСФСР и создаваемой новой России были в плачевном состоянии, логично было формировать доходную часть бюджета ПС за счет взносов предприятий, организаций и самих граждан (страховых взносов) и отделить бюджет ПС от других бюджетов. То есть пенсионное страхование как принцип организации финансов ПС c точки зрения тогдашней ситуации было весьма полезным. Да и западные партнеры России использовали пенсионное страхование в своих пенсионных системах. Однако определение и установление страховых взносов как доли заработной платы/дохода работников заложило мину под финансы ПС, поскольку и в СССР, и еще более в создававшейся Российской Федерации заработная плата в структуре ВВП была и остается существенно более низкой, чем в западноевропейских и североамериканских государствах. В СССР эта проблема смягчалась за счет общественных фондов потребления, которые были отброшены при переходе к новой России, поскольку они не вписывались в создаваемую для нее экономическую структуру.
Организацию финансов действующей ПС Российской Федерации можно представить так, как это изображено на рис. 1, где используется политэкономическое понятие рабочей силы. На рисунке аббревиатурой ФЛT обозначено все множество физических лиц, которые продавали свою рабочую силу работодателям в год T. В отношении ПС действует общественный договор поколений, согласно которому труд ФЛТ является источником страховых взносов, которые идут на финансирование пенсий тем лицам (пенсионерам), которые утратили трудоспособность, т.е. свою рабочую силу, в предыдущие годы t < T. Их суммарное множество обозначено как ∑ФЛt< T.
В свою очередь, граждане поколения ФЛТ рассчитывают на то, что после утраты ими рабочей силы их пенсии будут финансироваться за счет труда следующего поколения.
Необходимо отметить, что страховая премия включает в себя все взносы на обязательное социальное страхование. Согласно международной стандартной классификации стоимости труда, принятой 11-й конференцией статистиков труда в октябре 1966 г., затраты работодателей на социальное обеспечение имеют следующий состав:
«VI. Затраты работодателей на социальное обеспечение: