К вопросу о частноправовых конструкциях в праве социального обеспечения
Аннотация
На сегодняшний день право социального обеспечения испытывает очень сильное влияние частного права, проявляющееся в стремлении ввести в отраслевой оборот правовые конструкции, заимствованные из сферы частноправовых отраслей. Данная тенденция вызывает неоднозначную оценку, требует углубленного изучения и причин, и последствий применения частноправовых конструкций. Речь идет не только о договорах в праве социального обеспечения, но и о других частноправовых элементах: неосновательное обогащение и реституция, социальный франчайзинг* . Нужно иметь отчетливое представление о том, что, «раскрывая дверь» перед частным правом, принимая как должное использование в социально-обеспечительных правоотношениях частноправового инструментария, мы вольно или невольно содействуем частноправовому регулированию социально-обеспечительных правоотношений, являющихся публичными по своей природе, а также постепенной коммерциализации социального обеспечения. Межотраслевое взаимодействие частноправовых и публично-правовых отраслей должно исключать калькирование моделей правового регулирования и быть направленным на изучение действительного взаимодействия публичного и частного в праве социального обеспечения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2025 |
Страницы | 9-18 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2025-1-9-18 |
Развитие теории права социального обеспечения, с признанием возможности регулирования социально-обеспечительных правоотношений способами и конструкциями частного права, не может не отразиться на праве социального обеспечения, на понятийном аппарате отрасли, а в дальнейшем и на методе правового регулирования. Исходя из этого, затрагиваются «тонкие струны» такого инструмента, как метод правового регулирования права социального обеспечения, и корректируется парадигма отрасли. Различные отрасли права должны взаимодействовать, благодаря чему обогащать друг друга, но при этом каждая отрасль права должна сохранять свою индивидуальность. В связи с этим авторам, принимающим свободное использование частноправовых конструкций, следует обратить внимание на то, насколько ревностно представители науки гражданского права относятся к малейшим посягательствам на принципы автономии воли, свободы договора, неприкосновенности собственности, представляющие собой сердцевину гражданского права.
Социальное обеспечение носит государственный характер, право социального обеспечения является публичной отраслью права. Несмотря на авторитетное мнение Ю.П. Тихомирова о том, что разделение права на публичное и частное не всегда отражается в классификации отраслей права, нужно признать, что многие отрасли российского права в своей основе являются публично-правовыми.
Право социального обеспечения имеет особенности, отличающие его от иных отраслей публичного права. Прежде всего, нужно отметить имущественный характер отношений по предоставлению социального обеспечения. При этом данное отличие проявляется и в тех случаях, когда объекты правоотношений представляют собой материальные блага: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, и в тех, в рамках которых осуществляются социально-обеспечительные услуги. Вторая, более важная особенность права социального обеспечения проявляется в том, что публичная обязанность в правоотношениях возложена не на граждан, не на частных лиц, что характерно для публичных правоотношений, а на государство и государственный аппарат. На основании этого социальное обеспечение существенно отличается от иных публичных отраслей права. Можно отметить, что данное качество отрасли представляет собой ее уникальность — ни одна другая отрасль публичного права не имеет такой характеристики. Кроме того, заметим, что императивный метод правового регулирования, представляющий основу публичного права, предполагает осуществление власти, властных полномочий со стороны государства. Это предопределяет наделение обязанностями лиц, которые должны подчиняться властным велениям государства и его органов — индивидов, частных лиц. Но в социально-обеспечительных правоотношениях обязанность является характеристикой иного субъекта — органа социального обеспечения, который в отраслевой теории даже имеет условное обозначение «правообязанный субъект». При этом в праве социального обеспечения отсутствуют отношения власти и подчинения, и орган, предоставляющий обеспечение, не может рассматриваться как властный по отношению к гражданам.