Дата публикации: 27.03.2025

Политическая субъектность в современных миграционных отношениях

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы политической субъектности, а также политической субъектности в миграционных отношениях, правоотношений современной России и актуальной ситуации в сфере миграции. Формулируются и определяются конкретные объективные и субъективные факторы политической субъектности в аспекте миграционных отношений. Исследуется взаимоотношение политической субъектности с суверенитетом, устанавливается их прямая связь и обусловленность, в том числе и в сфере государственной безопасности.




Миграция – это явление, которое оказывает значительное, а порой и ключевое влияние на народонаселение той или иной территории. Народ, возникающие у него системы общественных отношений, территория – все это, в свою очередь, является системообразующими факторами для возникновения и существования государства. Великое переселение народов перекроило когда-то всю карту современной Европы, уничтожило многовековую и, казалось бы, незыблемую Римскую империю, о которой вспоминают современники, и ученые по сегодняшний день могут вести споры о том, как впоследствии появилось то или иное государство и почему. Это те объективные и общие факты и понятия, с которыми достаточно трудно спорить. Но с высоким эвристическим потенциалом, хотя возможно и дискуссионным, будет исследование по предмету выявления причин и явлений, почему произошла та или иная миграция, или то, как миграция влияет на иные процессы и явления, с которыми вступает во взаимодействие. Так, миграция оказывает влияние на государство, право и политику, а те, в свою очередь, на миграционные отношения.

Актуальность и значимость миграционных отношений в условиях глобального политического изменения международной обстановки и специальной военной операции на Украине для России трудно переоценить. Если отнестись к этому без должного внимания, без выявления причин и следствий на раннем этапе, то последствия могут быть абсолютно непрогнозируемыми для государства. В настоящей статье автор предлагает рассмотреть более подробно политическую субъектность как одну из ключевых и малоизученных тем в области права, тем более в сфере миграции, ее причины, свойства, проявления, динамику и возможные варианты развития для миграционных отношений современной России.

В первую очередь важно отметить, что есть сложности с самим определением политической субъектности. Зависит это зачастую от самого исследователя, методики и направления исследования. Сам термин «субъект», например, может быть предметом изучения в юриспруденции, политологии, социологии, философии, психологии, логике. Также, например, в зависимости от таких подходов, как политолого-юридический, политико-юридический, теоретико-политологический, философско-политологический и т.д., акценты определений будут расставлены сильно различно. Автор статьи считает важным отметить данный факт. Однако говорить более подробно о сложности подходов и трактований к этой терминологии потребует формата большего, чем научная статья, поэтому автор предлагает выделить несколько определений, которые подтверждаются и иными исследователями, а также смежными отраслями: философией, политологией и социологией. Отдельно необходимо отметить, что именно в теории права данный термин очень мало кем проработан и задействован.

В.П. Сальников, С.В. Степашин, А.Г. Хабибулин в общей монографии «Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ» определяют политическую субъектность как способность государства на реальное, активное и достаточно эффективное воздействие на происходящие в обществе процессы, для которых необходимо наличие объективных и субъективных факторов. При этом к субъективным факторам относится «способность и готовность обеспечить реализацию объективной роли» государства. А к объективным факторам вышеперечисленные авторы относят то, что определяет способность (саму возможность) оказывать влияние на происходящие в обществе процессы. Это условия и факторы, как, например: правовые (легитимирующая основа и эффективная нормативно-правовая система); силовые (возможность претворения в реальность правовых норм – аппарат принуждения); социальные (поддержка и одобрение значимой частью общества); экономические (материальная база); информационные; идеологические, в том числе и духовные. Отдельно, например, финансовые объективные факторы, напрямую влияющие на возможности политической субъектности России, А.Г. Хабибулин, Е.В. Анищенко, А.В. Анищенко исследуют в своей монографии. Исходя из анализа и оценки всех этих факторов, определяется сама «возможность регулирования политических процессов, способность оказывать регулятивное воздействие на прочих субъектов политики» государством. И исходя из их результатов, предлагается выделить три типа политической субъектности: пониженную, реальную или оптимальную и гипертрофированную. 

Список литературы

1. Аристотель. Политика / Аристотель ; перевод с древнегреческого С.А. Жебелева. Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. 352 с.
2. Гомеров И.Н. Политическая субъектность в структуре политических отношений: теория и российские реалии / И.Н. Гомеров. Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2011. 883 с.
3. Гомеров И.Н. Политическая субъектность России / И.Н. Гомеров // Развитие территорий. 2016. № 2 (5). С. 46–58.
4. Грачев Н.И. Происхождение суверенитета: Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества : монография / Н.И. Грачев. Москва : Зерцало-М, 2009. 318 с.
5. Кодан С.В. Политико-юридический подход в исследовании государственно-правового развития России (XIX – начало XX вв.) / С.В. Кодан // NB: Проблемы общества и политики. 2012. № 2. С. 88–117.
6. Колядин А.М. Субъективность политического класса и его социальная значимость / А.М. Колядин ; под общей редакцией В.П. Сальникова. Санкт-Петербург : Фонд «Университет», 2015. 189 с.
7. Конуров А.И. Глобальная политическая субъектность и ее влияние на суверенитет государства / А.И. Конуров // Вестник Военного университета. 2010. № 1 (21). С. 147–151.
8. Конуров А.И. Транснационализация политической элиты и ее воздействие на суверенитет государства / А.И. Конуров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3–1. С. 86–89.
9. Минаев А.В. Десуверенизация и утрата государством политической субъектности / А.В. Минаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2016. № 3. С. 135–144.
10. Сальников В.П. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ : монография / В.П. Сальников, С.В. Степашин, А.Г. Хабибулин. Санкт-Петербург : Фонд «Университет», 2001. 203 с.
11. Финансовый суверенитет, финансовая безопасность Российской Федерации: угрозы и риски : монография / А.Г. Хабибулин, Е.В. Анищенко, А.В. Анищенко. Москва : Эдитус, 2022. 342 с.
12. Хабибулин А.Г. Политическая субъектность и идеология как ценностные свойства государства / А.Г. Хабибулин // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 8. С. 7–13. EDN: QOZFSV.
13. Чебан А.А. Политическая субъектность транснациональных цифровых корпораций / А.А. Чебан // Вестник Московского государственного областного университета. 2023. № 1.
14. Шеин С.А. Деволюция как фактор политической субъектности британских регионов после Брекзита: кейсы Шотландии и Уэльса / С.А. Шеин, Ю.А. Белоус, П.И. Чуприянова [и др.] // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2023. № 3. С. 79–90.

Остальные статьи