Государственное управление в сфере вынужденной миграции: история, реалии и перспективы административно-правового регулирования
Аннотация
В статье исследуется эволюция развития государственного управления в сфере вынужденной миграции в СССР и России, выявлены различные векторы, формирующие модель государственного управления в сфере миграции и вынужденной миграции, современные инициативы в области регулирования миграции, проанализированы новейшая статистика и современные тенденции государственного управления в сфере вынужденной миграции, даны рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 02/2025 |
Страницы | 11-13 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2025-2-11-13 |
Административно-правовое регулирование вынужденной миграции в Российской Федерации имеет достаточно продолжительную историю, которая, в свою очередь, характеризуется в целом циклическим характером. Так, в СССР основной структурой, уполномоченной осуществлять государственное управление в сфере миграции, включая вынужденную миграцию, было МВД СССР.
В СССР регулирование миграционных потоков носило в целом императивный характер, обладающий изменённым балансом прав и законных интересов в сторону интересов государства и, соответственно, преобладания интересов государственных, публичных над интересами частными. Отдельным направлением регулирования в СССР была трудовая миграция. Интересно, что в Положении о МВД СССР от 1972 г. миграционная политика не выделялась в качестве самостоятельного направления деятельности и функций, а полномочия МВД в сфере миграции вытекали, в первую очередь, из п. 6 подп. «и»), согласно которому МВД СССР обеспечивает выполнение требований паспортной системы, выдает разрешения на въезд и выезд и проч.
Тем не менее, несмотря на отсутствие в Положении МВД СССР упоминания о миграции как о самостоятельном объекте правового регулирования, было бы неверно утверждать, что проблематика миграции в СССР не была в достаточной степени актуальна . В данном случае мы говорим, прежде всего, о внешней миграции, которая, как правило, является наиболее трудоемкой с точки зрения административного учета и контроля. Внешней миграции в СССР посвящены труды целого ряда ученых, хотя, безусловно, в силу специфики политического режима в СССР, правовых и идеологических особенностей государственного строя и государства в целом внешняя миграция как явление было представлено в значительно меньших размерах, чем в современных демократических государствах.
В 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 626 в России был учрежден качественно новый государственный орган, чья деятельность была посвящена исключительно сфере миграции. Миграционная политика государства в этот период в отношении вынужденной миграции характеризовалась своей непоследовательностью и общим фрагментарным характером.
Так, 20 мая 2000 г. ФМС России была упразднена, функции ФМС были переданы профильным министерствам.