Оценка возможности формирования российской миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы
Аннотация
В работе предложен методический подход к оценке возможности формирования российской миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы, базирующийся на сопоставлении действующих нормативных и стратегических документов. Разбивка документов миграционного законодательства Российской Федерации в сфере регулирования иностранной рабочей силы на отдельные политические меры и проверка каждой из них на соответствие экономическим интересам субъектов позволяет получать оценку их баланса. На основе полученных результатов сделан вывод, что, во-первых, миграционное законодательство Российской Федерации в сфере регулирования иностранной рабочей силы не соответствовало концептуальной идеологии российской миграционной политики по данному направлению; а, во-вторых, экономические интересы ее субъектов были учтены не в равной мере, что провоцирует их конфликт, не позволяя достичь оптимального по Парето компромисса.
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 02/2025 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2025-2-6-10 |
На основе анализа экономических теорий, в том числе меркантилизма, классической теории, неоклассической теории, кейнсианства, теории процветания (технологического развития), теории экономики мирохозяйственных связей, мальтузианства, теории мировых систем, автором были сделаны следующие выводы относительно последствий миграции: 1) одни и те же последствия могут быть позитивными для одних субъектов и негативными для других субъектов, формируя между ними конфликт; 2) потенциальные последствия, как позитивные, так и негативные, могут стать реальными при различных вариантах миграционной политики. Следовательно, выбор миграционной политики должен определяться ее возможностями минимизации издержек и максимизации выгод миграции для всех ее субъектов. При этом каждый из этих субъектов стремится реализовать свои интересы для удовлетворения своих потребностей в процессе своей деятельности оптимальным для него способом. Следовательно, миграционная политика, противоречащая интересам любого из ее субъектов, в частности местного работника в либеральной парадигме и мигранта в консервативной парадигме, может привести к негативным последствиям – затяжным конфликтам и открытым столкновениям субъектов.
Анализ имеющихся в научной литературе трактовок понятия «миграционная политика» позволил сделать вывод, что большинство авторов, отмечая разнонаправленный характер ее целей, не предлагают механизмов и инструментов их согласования. В качестве способа разрешения данного конфликта автором предложен компромисс, содержанием которого является процесс и результат достижения соглашения на основе взаимовыгодных уступок и приобретений сторон. Сказанное актуализирует проведение оценки возможности формирования российской миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы.
Концептуальная модель миграционной политики компромиссов в сфере регулирования иностранной рабочей силы
Автором были выделены интересы субъектов экономических отношений в сфере регулирования иностранной рабочей силы (таблица 1), анализ которых позволил определить соответствие потока трудовой миграции потребностям экономики страны приема в качестве оптимального по Парето компромисса (рисунок 1). Реализация данной ситуации, в чем заинтересована страна приема, предполагает, что все работодатели подберут иностранных работников на вакантные рабочие места, не создавая конкуренции с местной рабочей силой. Не существует другой ситуации, которая была бы предпочтительнее этой ситуации для всех субъектов.