Формирование коммуникативной компетентности современного библиотечного специалиста
Аннотация
В статье рассматривается формирование коммуникативной компетентности специалиста современного библиотечно-информационного учреждения. Отмечается, что формирование коммуникативной компетентности современного библиотечного специалиста происходит в ходе получения профессионального образования, при осуществлении должностных обязанностей на рабочем месте, а также на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации. Основными компонентами формирования коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей речевой культуры специалиста библиотечно-информационной сферы традиционно признаются коммуникативный компонент, направленный на повышение эффективности общения в библиотечно-информационной сфере; нормативный компонент, направленный на формирование умения грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; этический компонент, призванный обеспечить установление доверительных отношений с читательской аудиторией библиотеки и представителями профессионального библиотечного сообщества. Также рассмотрены форматы мероприятий по формированию культуры речи современного библиотечного специалиста и способы совершенствования уже сформированных коммуникативных компетенций. В заключение сделан вывод о том, что совершенствование коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей речевой культуры специалиста библиотечно-информационной сферы – непрерывный процесс, неотъемлемая часть профессионального самосовершенствования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 01/2025 |
Страницы | 33-38 |
DOI | 10.18572/2070–2159-2025-1-33-38 |
Коммуникативная компетентность является важным элементом профессиональной деятельности библиотечного специалиста. Она включает в себя умение ясно и сжато выражать свои мысли, использование правильных слов и их сочетаний, умение грамотно строить предложения и тексты.
Формирование коммуникативной компетентности современного библиотечного специалиста происходит в ходе профессиональной подготовки, на рабочем месте, а также посредством самообразования и повышения квалификации. Для этого полезно читать профессиональную литературу, посещать курсы и тренинги, участвовать в мероприятиях, проводимых на базе профессионального сообщества.
Кроме того, для формирования коммуникативной компетентности и культуры речи в сфере библиотечно-информационной деятельности также важно общаться с коллегами, получать обратную связь от пользователей и использовать ее для улучшения своих навыков коммуникации. Особое внимание также следует уделить развитию навыков работы с компьютером и использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
В целом формирование коммуникативной компетентности как неотъемлемой составляющей речевой культуры в сфере библиотечно-информационной деятельности представляет собой сложный процесс, который требует постоянного самообучения и самосовершенствования. Однако культура речи является важным фактором профессионального успеха библиотечного специалиста, помогает установить доверительные отношения с читателями и способствует развитию профессиональных навыков.
Формирование коммуникативной компетентности современного специалиста библиотечно-информационной сферы начинается еще на этапе профессиональной подготовки. В учебных заведениях, где обучающиеся по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность получают профильное образование, особое внимание уделяется развитию речевой культуры будущих работников библиотеки.