Особенности правового регулирования театральной деятельности в России
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования театральной деятельности в России. Отмечается отсутствие специального федерального закона, регулирующего данную сферу. Для сравнения автор анализирует различные модели правового регулирования театральной деятельности: французскую, американскую, советскую. Черты названных моделей прослеживаются в отечественном правовом регулировании театральной сферы. Впрочем, российское законодательство должно развиваться по особой модели, поскольку национальные театры обязаны сохранять традиционные и духовно-нравственные ценности, отстаивать российский менталитет. В этой связи в законодательстве надлежит предусмотреть новые формы театральной деятельности, порядок их финансирования, ответственность государственных органов и должностных лиц за соблюдение норм и правил, ориентированных на патриотическое воспитание граждан. Поэтому законодателю необходимо разработать и принять федеральный закон «О театрах в Российской Федерации».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 01/2025 |
Страницы | 20-25 |
DOI | 10.18572/2070–2159-2025-1-20-25 |
1. Введение
Конституция РФ закрепляет права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). В настоящее время закон, посвященный театральной деятельности в России, отсутствует. Впрочем, общественные отношения с участием театров включаются в область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре. По смыслу названного закона театральная деятельность является творческой, поскольку связана с созданием культурных ценностей, их интерпретацией. Театры являются неотъемлемой частью российской национальной культуры, формируют мировоззренческие установки граждан страны.
Во исполнение вышеназванного закона принято Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329), которым было утверждено Положение о театре в Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт устанавливает основные принципы деятельности театра, правовой статус и гарантии деятельности театра, механизм управления театрами, порядок их финансирования. Положение распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (п. 2). Иные нормативные правовые акты в сфере театральной деятельности на федеральном уровне не принимались.
Однако в России предпринимались попытки разработать специальный законодательный акт о театрах и театральной деятельности. Так, в конце 1990-х годов в Государственную Думу РФ был внесен законопроект с целью урегулирования театральной сферы. Как отмечалось в пояснительной записке, «потребность в законе вызвана тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции РФ, Основах законодательства Российской Федерации о культуре, других нормативных правовых актах не подкрепляются конкретными механизмами реализации». Попытка принятия данного законопроекта не увенчалась успехом по причине того, что органы публичной власти не смогли определиться с моделью правового регулирования театральной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть основные модели взаимоотношений государства с театрами: французскую, американскую и советскую.
2. Модели правового регулирования театральной деятельности