Дата публикации: 27.03.2025

Особенности правового регулирования театральной деятельности в России

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования театральной деятельности в России. Отмечается отсутствие специального федерального закона, регулирующего данную сферу. Для сравнения автор анализирует различные модели правового регулирования театральной деятельности: французскую, американскую, советскую. Черты названных моделей прослеживаются в отечественном правовом регулировании театральной сферы. Впрочем, российское законодательство должно развиваться по особой модели, поскольку национальные театры обязаны сохранять традиционные и духовно-нравственные ценности, отстаивать российский менталитет. В этой связи в законодательстве надлежит предусмотреть новые формы театральной деятельности, порядок их финансирования, ответственность государственных органов и должностных лиц за соблюдение норм и правил, ориентированных на патриотическое воспитание граждан. Поэтому законодателю необходимо разработать и принять федеральный закон «О театрах в Российской Федерации».




1. Введение

Конституция РФ закрепляет права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). В настоящее время закон, посвященный театральной деятельности в России, отсутствует. Впрочем, общественные отношения с участием театров включаются в область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре. По смыслу названного закона театральная деятельность является творческой, поскольку связана с созданием культурных ценностей, их интерпретацией. Театры являются неотъемлемой частью российской национальной культуры, формируют мировоззренческие установки граждан страны.

Во исполнение вышеназванного закона принято Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329), которым было утверждено Положение о театре в Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт устанавливает основные принципы деятельности театра, правовой статус и гарантии деятельности театра, механизм управления театрами, порядок их финансирования. Положение распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (п. 2). Иные нормативные правовые акты в сфере театральной деятельности на федеральном уровне не принимались.

Однако в России предпринимались попытки разработать специальный законодательный акт о театрах и театральной деятельности. Так, в конце 1990-х годов в Государственную Думу РФ был внесен законопроект с целью урегулирования театральной сферы. Как отмечалось в пояснительной записке, «потребность в законе вызвана тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции РФ, Основах законодательства Российской Федерации о культуре, других нормативных правовых актах не подкрепляются конкретными механизмами реализации». Попытка принятия данного законопроекта не увенчалась успехом по причине того, что органы публичной власти не смогли определиться с моделью правового регулирования театральной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть основные модели взаимоотношений государства с театрами: французскую, американскую и советскую.

2. Модели правового регулирования театральной деятельности

Список литературы

1. Борзенко Е.А. Генезис публичного управления в сферах культуры и искусства / Е.А. Борзенко // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 73–78.
2. Гущин В.В. Театр – объект культурной политики государства / В.В. Гущин, В.А. Кучер // Образование и право. 2022. № 11. С. 21–26.
3. Игнатьева Е.Л. Финансирование театров: бюджетные средства и внебюджетные источники / Е.Л. Игнатьева // Финансовая газета. Региональный выпуск. 1999. № 36.
4. Матвеева Л.Д. К вопросу о формировании единого органа государственного управления театрами в г. Уфе в 1920–1930 гг. / Л.Д. Матвеева, Н.Э. Хайретдинова // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2016. № 1 (81). Т. 21. С. 46–52.
5. Мельникова Е.В. Проблемы реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере театральной деятельности (конец 1990-х – начало 2000-х гг.) / Е.В. Мельникова // Омский научный вестник. 2015. № 1. С. 17–20.
6. Норкин Д.Р. Многообразие культур: особенности современной международной финансовой политики / Д.Р. Норкин // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 3. С. 5–8.
7. Ferrier B. Le théâtre entre jeu et texte: une longue tradition scolaire jusqu'au XXIe siècle / B. Ferrier // Le français aujourd'hui. 2013. Vol. 1. Iss. 180. P. 11–25.

Остальные статьи