Дата публикации: 27.03.2025

Роль правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей в традиционном и модернистском обществе

Аннотация

Статья посвящена обоснованию того, что, с одной стороны, правовые средства являются универсальными средствами защиты духовно-нравственных ценностей, с другой стороны, их роль в обеспечении такой защиты существенно различается в обществах традиционного и модернистского типа. В проводимом анализе автор учитывает особенности связи между духовными, моральными и нравственными ценностями, а также специфику факторов, обусловливающих изменение характера такой связи и средств ее поддержания в модернистском обществе в сравнении с обществом традиционным.




Одной из «примет» современной общественной жизни является активное использование правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей. Их более эффективному применению — как и оптимизации любого другого вида деятельности — может способствовать обращение к существующему историческому опыту. Но для того, чтобы оно принесло желаемые результаты, важно понимать, каким образом меняется роль правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей с изменением исторического контекста. В рамках статьи провести глубокий и всесторонний анализ обозначенной проблемы невозможно, поэтому представляется целесообразным остановиться на одном отдельно взятом ее аспекте — на вопросе о роли правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей в обществах традиционного и модернистского типа.

Поиск ответа на поставленный вопрос осложняется тем, что в научной литературе отсутствует единое, общепризнанное понимание духовно-нравственных ценностей, а исследователи зачастую не разграничивают три уровня формирования и существования ценностей — духовность, мораль и нравственность.

Духовность — абсолютный, внеисторический уровень, уровень культуры. Мораль — прежде всего уровень отдельно взятого общества, существующего в конкретных исторических условиях (при этом довольно широко распространено мнение о возможности существования не только общественной, но и групповой морали). Нравственность — это личностный уровень, уровень сознания отдельно взятого индивида.

Следовательно, духовные ценности — это внеисторические социокультурные ориентиры, являющиеся смыслообразующими для культуры народа. Моральные ценности представляют собой ориентиры, в соответствии с которыми конструируется ценностно-смысловая подсистема общества на конкретном историческом этапе его существования. Нравственные ценности — это сформировавшиеся в процессе социализации наиболее значимые для отдельно взятого человека ориентиры, управляющие его поведением в обществе.

В зависимости от наличия или отсутствия связи с духовными ценностями моральные ценности могут быть традиционными или антитрадиционалистскими, при этом характер моральных ценностей общества определяет наличие или отсутствие положительной связи между нравственными ценностями отдельных индивидов и духовными ценностями народа. Если моральные ценности общества являются традиционными, то формирующиеся в неразрывной связи с ними нравственные ценности характеризуются положительной связью с духовными ценностями, возникает феномен духовно-нравственных ценностей. Если моральные ценности общества являются антитрадиционалистскими, то формирующиеся у представителей данного общества нравственные ценности также оказываются антитрадиционалистскими, лишенными положительной связи с духовными ценностями народа.

Список литературы

1. Артамонова Т.А. «Коллективная совесть» как основной фактор поддержания социального порядка в крестьянском мире / Т.А. Артамонова // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. № 4 (26). С. 7–12.
2. Григорьев А.Ф. Культура как духовная константа эволюции общества / А.Ф. Григорьев, М.А. Григорьева // Kant. 2020. № 2 (35). С. 15–21.
3. Дорская А.А. Индивид, семья, общество, государство: историко-правовой анализ эволюции понятий в дореволюционной России / А.А. Дорская // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3 (48). С. 33–38.
4. Липай Т.П. Кризис духовности: социально-практические контексты / Т.П. Липай // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2014. Т. 1. № 1 (1). С. 100–106.
5. Лункин Р.Н. Международные отношения и война антитрадиционализма с идентитетом / Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 4. С. 5–14.
6. Нормы и мораль в социологической теории: от классических концепций к новым идеям : монография / Р.Н. Абрамов, А.В. Быков, К.А. Гаврилов [и др.] ; ответственные редакторы И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамов, И.В Катерный. Москва : Весь мир, 2017. 288 с.
7. Осипова А.В. Пути возвращения духовно-нравственных ценностей современного общества / А.В. Осипова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 5. С. 345–347.
8. Скоробогатов А.В. Правовая цель как средство защиты традиционных ценностей российского общества / А.В. Скоробогатов // История государства и права. 2022. № 2. С. 73–80.
9. Сушкова Ю.Н. Проблемы трансформации парадигм обычного права в современной России / Ю.Н. Сушкова // История государства и права. 2024. № 6. С. 30–34.
10. Туман-Никифоров А.А. Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум идеала / А.А. Туман-Никифоров // Философия и общество. 2011. № 3 (63). С. 91–102.

Остальные статьи