Роль правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей в традиционном и модернистском обществе
Аннотация
Статья посвящена обоснованию того, что, с одной стороны, правовые средства являются универсальными средствами защиты духовно-нравственных ценностей, с другой стороны, их роль в обеспечении такой защиты существенно различается в обществах традиционного и модернистского типа. В проводимом анализе автор учитывает особенности связи между духовными, моральными и нравственными ценностями, а также специфику факторов, обусловливающих изменение характера такой связи и средств ее поддержания в модернистском обществе в сравнении с обществом традиционным.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 01/2025 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2221–3287-2025-1-2-4 |
Одной из «примет» современной общественной жизни является активное использование правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей. Их более эффективному применению — как и оптимизации любого другого вида деятельности — может способствовать обращение к существующему историческому опыту. Но для того, чтобы оно принесло желаемые результаты, важно понимать, каким образом меняется роль правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей с изменением исторического контекста. В рамках статьи провести глубокий и всесторонний анализ обозначенной проблемы невозможно, поэтому представляется целесообразным остановиться на одном отдельно взятом ее аспекте — на вопросе о роли правовых средств в защите духовно-нравственных ценностей в обществах традиционного и модернистского типа.
Поиск ответа на поставленный вопрос осложняется тем, что в научной литературе отсутствует единое, общепризнанное понимание духовно-нравственных ценностей, а исследователи зачастую не разграничивают три уровня формирования и существования ценностей — духовность, мораль и нравственность.
Духовность — абсолютный, внеисторический уровень, уровень культуры. Мораль — прежде всего уровень отдельно взятого общества, существующего в конкретных исторических условиях (при этом довольно широко распространено мнение о возможности существования не только общественной, но и групповой морали). Нравственность — это личностный уровень, уровень сознания отдельно взятого индивида.
Следовательно, духовные ценности — это внеисторические социокультурные ориентиры, являющиеся смыслообразующими для культуры народа. Моральные ценности представляют собой ориентиры, в соответствии с которыми конструируется ценностно-смысловая подсистема общества на конкретном историческом этапе его существования. Нравственные ценности — это сформировавшиеся в процессе социализации наиболее значимые для отдельно взятого человека ориентиры, управляющие его поведением в обществе.
В зависимости от наличия или отсутствия связи с духовными ценностями моральные ценности могут быть традиционными или антитрадиционалистскими, при этом характер моральных ценностей общества определяет наличие или отсутствие положительной связи между нравственными ценностями отдельных индивидов и духовными ценностями народа. Если моральные ценности общества являются традиционными, то формирующиеся в неразрывной связи с ними нравственные ценности характеризуются положительной связью с духовными ценностями, возникает феномен духовно-нравственных ценностей. Если моральные ценности общества являются антитрадиционалистскими, то формирующиеся у представителей данного общества нравственные ценности также оказываются антитрадиционалистскими, лишенными положительной связи с духовными ценностями народа.