Порядок определения материалов расследования, предъявляемых для ознакомления обвиняемому: опыт Великобритании и США
Аннотация
Статья посвящена анализу одного из главных отличий порядка реализации доступа обвиняемого к материалам предварительного расследования (по его окончании) в Англии и США от российской процедуры ознакомления с материалами уголовного дела с точки зрения поиска путей ее оптимизации для обеспечения права обвиняемого на защиту в эпоху конвергенции моделей уголовного процесса. Отмечается, что в Англии и США используются специальные критерии для определения подлежащих предъявлению обвиняемому материалов, а объем таких материалов значительно меньше, чем в России. Применение подобных критериев ограничивает право обвиняемого на защиту, что делает их рецепцию нежелательной. К тому же новейшими нормативными правовыми актами Англии и США сужается сфера их применения при раскрытии материалов расследования обвиняемому.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 03/2025 |
Страницы | 62-66 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-3-62-66 |
Как следует из ряда Определений Конституционного Суда РФ, ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела осуществляется в целях реализации им права на защиту. По замечанию Л.В. Головко, на постсоветском пространстве существует расхожее мнение о том, что указанное право не обладает статусом автономного уголовно-процессуального принципа, возникая в результате закрепления в процессе принципа состязательности сторон. Однако необходимостью обеспечения последнего из названных судопроизводственных начал аргументируются инициативы как по расширению объема предъявляемых для ознакомления обвиняемому материалов уголовного дела, так и по его ограничению. В этой связи актуализируется исследование параметров доступа обвиняемого к материалам расследования в Англии и США (признанных образцах состязательного процесса), где действует институт раскрытия сторонами друг другу материалов должностного и «параллельного» расследований (discovery and inspection, government’s disclosure, defendant’s disclosure).
В работах российских ученых указывается, что в Англии и США обвиняемому раскрывается «досье обвинителя», которое тот будет использовать в суде. По существу верное утверждение стоит дополнить немаловажными в контексте данной статьи оговорками. Прежде всего, обвиняемый вправе знакомиться далеко не со всеми материалами из числа тех, что включены в досье обвинителя. Такие ограничения, как правило, объясняются соображениями обеспечения безопасности свидетелей и предотвращения уничтожения или фальсификации доказательств. Как разъяснено Руководством Генерального Атторнея 2024 г. (далее – Руководство) по вопросам применения правил раскрытия, установленных Сводом практических правил 2020 г., один из главных для Англии, Уэльса и Северной Ирландии источников норм о раскрытии (Закон об уголовном процессе и расследованиях 1996 г. (далее – Закон 1996 г.)) вовсе не обязывает обвинителя предъявлять стороне защиты «нейтральные» или «неблагоприятные для обвиняемого» материалы, но прокурор, конечно, может его проинформировать об их наличии, если посчитает это необходимым. В США, в свою очередь, в соответствии со ст. 26.2 Федеральных правил уголовного процесса 1944 г. (далее – Федеральные правила) сторона защиты не вправе знакомиться с протоколами допросов свидетелей обвинения, произведенных в досудебном производстве, до их допроса обвинителем на стадии судебного разбирательства. Указанная норма транслирована в 1977 г. в Федеральные правила из т.н. Закона Дженкса, кодифицировавшего (с некоторыми изменениями) решение Верховного Суда США по делу Дженкса 1957 г., до принятия которого практика раскрытия была еще строже: в этом деле прокурор вовсе не собирался раскрывать Дженксу протоколы допросов агентов ФБР даже после открытия судебного разбирательства, что было признано Верховным Судом США неправомерным.
Второе замечание состоит в следующем. В досье обвинителя, которое тот будет использовать в суде, включаются доказательства, соответствующие требованию допустимости и доказывающие обвинение, что исключает отнесение к данному досье оправдательных материалов, которые все же подлежат предъявлению обвиняемому. Так, в Англии все материалы расследования делятся на две группы. В первую группу входят доказательства (evidence), которые обвинитель планирует представить в ходе предназначенного для доказывания обвинения этапа судебного разбирательства (case-in-chief). Ко второй группе относятся материалы, которые он не собирается задействовать в суде ввиду их непригодности для доказывания обвинения, – это так называемые «неиспользуемые материалы» (unused material). Среди последней группы встречаются как относимые к делу материалы, так и полностью иррелевантные. Руководство ориентирует прокуроров на то, что тест для определения необходимости раскрытия материалов стороне защиты применяется как раз к относимым материалам, не используемым стороной обвинения в судебном разбирательстве.